15808

Бахыт СЫЗДЫКОВА: Меня называют “гламурным депутатом”

Имя мажилисвумен Бахыт СЫЗДЫКОВОЙ (на снимке) известно сегодня практически каждому казахстанцу, хоть однажды рассекавшему по просторам Казнета. Сыздыкова ненавидит мух и ложь, а в политику попала совершенно неожиданно для себя.

- В детстве, когда меня спрашивали, кем я хочу быть, я отвечала - адвокатом. У меня была мечта защищать людей, помогать им. Я всегда была правдолюбкой. Вечно кого-то защищала - в садике, в школе, в университете. Будучи студенткой, я не боялась прийти к ректору и сказать, что были нарушены права того или иного студента. И что самое интересное - ко мне прислушивались. Наша семья жила на улице Ленина, напротив того места, где в сегодняшней Астане расположен отель “Интерконтиненталь”. Наши дома называли обкомовскими, потому что там жили все партийные. Мой дед был партийным. Мне казалось, что люди, которые состояли в партии, были кристально честными, справедливыми. Я тогда была очень популярна. Без ложной скромности - не могла спокойно пройти по городу, чтобы меня кто-нибудь не узнал. У меня автографы начали брать с первого курса. Может быть, поэтому у меня нет звездной болезни. Кстати, моя первая работа - посудомойщица. Я пошла мыть посуду в 14 лет, потому что мне очень хотелось купить красивое пальто. И я заработала на него!
В 1999 году была образована партия “Отан”. Мы создали молодежное объединение “Жас Отан” в октябре 1999 года, а в марте 2000-го должны были состояться выборы. Ребята уговорили меня участвовать в них. Я не верила в успех, не верила, что можно без блата стать депутатом. Затем была моя первая предвыборная кампания. Мы развешивали плакаты с моей фотографией и подписью “Бахыт Сыздыкова. Голосуй сердцем!”. Помню, я тогда попросила ребят рассказывать все, что обо мне говорят люди. Одна девочка тогда мне рассказала, что кто-то там сказал: вот, мол, такую рожу отъела - теперь можно и в депутаты, там все с такими рожами. Я чего только не наслушалась! В результате я честно, без всякого административного ресурса в 25 лет победила на выборах. Причем с большим отрывом! Я два раза побеждала на выборах, не имея никакой “крыши”.

- Имя Бахыт Сыздыковой стало известно на всю страну, после того как вы завели твиттер-аккаунт. У вас сейчас 2138 фолловеров, но при этом вы сами подписаны только на 101 твит-аккаунт. Вам неинтересно читать других?
- Честно? Я читаю иногда твиты других, но зачастую мне не хватает времени. Я твиттер открыла только потому, что обещала журналистам это сделать. Думала: открою твит-аккаунт, освещу выборы, а затем закрою. Но втянулась. Потому что люди пишут, обращаются с просьбами, и не реагировать я не имею права. Некоторые думают, что я вообще не работаю, а сижу целыми днями в твиттере. Но это не так. Я пишу в твиттер только тогда, когда выдается свободная минутка или же в тех случаях, когда я не могу промолчать, потому что мне кажется, что людям это интересно. Но я в твиттере пишу не как депутат, а как человек, который на данный момент работает депутатом. Поэтому я пишу и о личном. Вот недавно в вашей газете напечатали мой твит про кофе в постель. Так мне столько народу потом звонило, возмущались, что депутату такое непозволительно. Но твит-аккаунт - это же не официальная страница депутата!

- В одном твите вы написали, что подняли некий важный вопрос, а кто-то из депутатов вас одернул: “Бахыт, ну зачем такие серьезные вопросы сейчас поднимать? Обед же на носу!”
- Меня просто возмутило такое поведение. Ведь это была важная проблема: обеспечение жильем нашего населения. На мой взгляд, это архиважно. У нас 140 тысяч человек стоят в очереди на получение жилья. Квартир же сдается всего 2 тысячи в год. Для того, чтобы всех обеспечить, потребуется 70 лет! А значит, многие люди просто не доживут до того момента, когда им вручат ключи от квартиры. В прошлом году финансирование жилищного строительства составляло 19 млрд. тенге, а в этом году - всего 10 млрд. Вот я и предложила увеличить финансирование на 30 млрд. тенге. Для бюджета республики - это не такая уж и огромная сумма. Но меня не поддержали. Многие министры говорили: Бахыт Ахметовна, лучше эти деньги направить на здравоохранение, лучше построить больницу, чем несколько квартир. Думаю, что бюджетные деньги можно было бы более эффективно и по назначению использовать. Я, например, сама хозяйка и умею рационально тратить деньги.

- Ну, одно дело, когда вы тратите свои деньги, и совсем другое - бюджетные.
- Я считаю, что чиновники должны более рачительно относиться к бюджетным деньгам.

- А как же коррупция? Куда же без нее?
- Коррупция - это наш бич. Я знаю, что есть такие вещи, как откаты, взятки. Мне самой три раза пытались дать взятку. Олеся (помощник депутата Сыздыковой. - Р. Б.)
не даст соврать, я сразу же ее приглашала, чтобы у меня был свидетель, и говорила этому человеку: прямо сейчас вы берете своими руками этот конверт, убираете его своими руками в портфель и уходите отсюда. На моей карте мира не существует такого понятия, как коррупция! Я как-то разговаривала с одним весьма известным и влиятельным политиком, не буду его называть. Он мне сказал: “Бахыт, политика - это грязное дело”. Я с удивлением посмотрела на него, не ожидала услышать такое от этого человека! А он мне: “Ты, понимаешь, такая чистая, такая светлая, молодая, ты еще просто не оброс­ла коррупционными связями. И поэтому тебе этого не понять. А на самом деле политика - это грязное дело!
Возвращаясь к вашему вопросу, мне было очень обидно, что проб­лему жилья, которую я подняла, даже не включили в повестку. А потом еще депутат меня прилюдно одернул. Меня это очень сильно возмутило. Я считаю, что пока ты молодой, полон сил, ты должен работать не только для своей семьи или для себя, но и для блага отечества!

- Вы же понимаете, что “твиттер” - это тоже своего рода инструмент влияния на массы. И ваш твит с цитатой депутата, который напоминает, что на носу обед, дает людям основание думать: кроме Бахыт Сыздыковой, никто больше работать не хочет, для других депутатов собственная утроба важнее чая­ний народа…
- Ну, может быть, он шутил… Хотя нет, не похоже на шутку.

- Кстати, еще один ваш твит про испанскую петрушку. Новость, облетевшая всю страну: Бахыт Сыздыкова поделилась рецептом салата на пленарном заседании. Это про вашу жалобу министру сельского хозяйства Асылжану Мамытбекову, что в салате все импортное, кроме подсолнечного масла.
- Я задала пять важных вопросов министру сельского хозяйства, в том числе и о судьбе урожая нынешнего года. Но никто об этом не написал - только про петрушку с укропом. Поэтому у всех складывается мнение, что у депутата Сыздыковой на уме только платья, косметика, лак для ногтей, прически, макияжи и еще какие-то непонятные вещи. Один мой друг - политик - сказал мне, что за спиной меня называют “гламурным депутатом”.

- После этого заседания Мамытбеков заявил: если одна депутат ест - это не означает, что все депутаты едят. Что он имел в виду?
- Я вообще очень уважаю Мамытбекова и хорошо его знаю. Мы с ним давно знакомы. И этим твитом я сказала, что поддерживаю Мамытбекова. Вы посмотрите, у нас базар завален импортной продукцией. У меня не то чтобы есть возможность покупать дорогое... Просто импортная сельхозпродукция намного дешевле отечественной. Мы вчера заехали в магазин. Там продавалась казахстанская петрушка и израильская. Так вот наша была намного дороже. Разве это нормально?

- Бахыт, давайте поговорим о более серьезной “петрушке”. Прокуратура требует от нашего корреспондента Геннадия БЕНДИЦКОГО раскрыть имена информаторов, сведения которых помогли ему подготовить серию публикаций о контрабандистах на таможне и высокопоставленных силовиках, которые их покрывают. Вместо того, чтобы найти и наказать виновных в этих преступлениях, прокуратура вызывает на допрос нашего журналиста, пытаясь узнать: кто “сдал” высокопоставленных сотрудников КНБ. Что вы думаете по этому поводу?
- Если честно, я вообще не читаю газет, новости получаю из Интернета. Я могла бы, конечно, соврать, что каждый день мне помощница приносит кипу газет. Но я не люблю читать печатные издания. Что касается Бендицкого, то я могу судить только с ваших слов. И я думаю, что их действия нелогичны. Во всем мире журналистов называют четвертой властью. И если она бездействует, то это уже не четвертая власть. Если благодаря журналистскому расследованию выявляются какие-то факты, то честь и хвала и журналисту, и изданию, в котором он опубликовал свое расследование. Скорее всего, журналист просто перешел кому-то дорогу, затронул чьи-либо интересы. Я могу позвонить в Генпрокуратуру и узнать, почему они так поступают. Если хотите, мы можем вместе с вами сделать депутатский запрос на имя генерального прокурора и в Минюст. Пусть они предоставят данные по судебным делам против журналистов и ответят, насколько в каждом случае были обоснованны обвинения.
- Что ж, ловлю вас на слове...

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть