6811

Как загнать джинна в бутылку?

При просмотре советской кинохроники двадцатых-тридцатых годов с кадрами о взрывах храмов или их перепрофилировании под сараи нормального  человека поневоле охватывает чувство негодования. Это было варварством, которое ничем нельзя оправдать. И, несмотря на то, что все это было почти век назад, об этой чудовищной кампании в бывших советских республиках часто вспоминает с болью и интеллигенция, и истеблишмент, и, естественно, духовенство.

В результате можно сказать: функции работников сферы образования и культуры в значительной мере перешли к муллам и попам, ставшим владыками умов части населения.

Зато та волна варваризации, которую мы пережили за последние двадцать лет, почему-то не вызывает столь негативной реакции. Хотя количество клубов, кинотеатров, детских садов, за гроши приватизированных и переоборудованных в церкви и мечети, во много раз превышает количество храмов, исчезнувших в годы воинствующего большевизма на территории Казахстана.
Если в 1985 году в Казахстане функционировало около 9 тысяч двухсот “учреждений клубного типа”, то ныне их насчитывается немногим более 3 тысяч. В том же предперестроечном году более 11 тысяч киноустановок осуществляли показ кинофильмов для населения, сейчас их осталось 363 единицы.
В 1986 году в Казахской ССР насчитывалось почти 8 тысяч детских садов, в то время как сейчас мы имеем порядка 4800 так называемых дошкольных организаций, из которых реально лишь половина соответствует нашему представлению о детских садах. При этом надо учесть, что в последние годы ситуация еще как-то улучшилась, а предыдущее поколение казахстанцев вообще выросло в обстановке полной разрухи.
В то же время число православных приходов с 62 в 1990 году увеличилось до 300, а количество мусульманских мечетей за тот же период возросло с 63 до 2,5 тысячи. Кроме того, в стране действует еще около ста католических приходов и более пятисот культовых зданий различных протестантских объединений. Всего в стране насчитывается порядка четырех с половиной тысяч религиозных организаций, что почти в семь раз превышает показатель 1990 года.
В результате можно сказать: функции работников сферы образования и культуры в значительной мере перешли к муллам и попам, ставшим владыками умов части населения. Так мы получили тоталитарные секты, многочисленные случаи отъема жилплощади священниками у прихожан, совершенно бессовестную спекулянтскую торговлю религиозной атрибутикой и многие другие неприятные вещи. Не секрет также, что проповедники всех мастей ведут усиленную работу даже в школах, умножая число малолетних фанатиков, которые знать ничего не хотят о биологии или астрономии.
Помимо этого многие религиозные организации в своей каждодневной работе фактически занимаются разжиганием розни по конфессио­нальному признаку. Достаточно почитать, как многие мусульманские, христианские, иудейские священнослужители, пользующиеся авторитетом в своих общинах, отзываются о конкурентах. В их представлении лишь приверженцы своего культа считаются носителями истинной веры, которым уготованы райские кущи, а все остальное человечество попадает либо в разряд заблудших, либо в ряды войска Сатаны. Так, к примеру, заместитель главного муфтия Казахстана Мухаммад Хусайн АЛСАБЕКОВ в книге “Знамения для людей убежденных” пишет: “…Иудеи и христиане исказили учения Исы и Мусы (мир им), в результате чего стали неверными и многобожниками, а религии, оставленные этими достойными пророками (мир им), превратились в лживые языческие религии”. В свою очередь, такой известный представитель РПЦ, как Юрий МАКСИМОВ, в статье “Религия сильного человека: христианство или ислам?” приходит к выводу, что “христианство - религия сильных людей, в то время как ислам - религия для слабых и хилых. Христианство - для свободных, ислам - для рабов”. Вообще, когда кто-то таким же образом начинает подразделять этносы, это обычно называется шовинизмом и подлежит уголовному преследованию.

Сейчас после нескольких серьезных ЧП власти, кажется, осознали изъяны своей прежней чересчур либеральной политики в данной сфере. Принят закон, в котором хоть как-то регулируется деятельность религиозных организаций. Стали жестче работать правоохранительные органы. Верующие, привыкшие к чрезмерной свободе и отсутствию каких-либо рамок, конечно, недовольны, но здесь уже не до сантиментов. Особенно когда речь идет о национальной безопасности.
Однако принятого пакета мер все равно будет недостаточно без главного компонента в борьбе с мракобесием. В этом трудном и благородном деле никак нельзя обойтись без воскрешения научного атеизма. Настала пора стряхнуть пыль с брошюр общества “Знание” и вновь начать объяснять народу, что лечиться надо у врачей, а учиться у учителей. Тем более что в нашей стране уже многие об этом не знают.
Удивляться тут нечему. Между уровнем интеллектуального развития человека и его религиозностью присутствует прямая связь. Как показывают многочисленные научные исследования, в Бога чаще всего верят малообеспеченные и малообразованные слои населения. В то же время среди людей с высоким показателем IQ религиозность обычно не в почете. Так, согласно данным опроса авторитетного журнала Nature, доля верующих среди членов Национальной академии наук США составила лишь 7 процентов. И это при том, что в Бога верят около 85 процентов всех американцев. Но об этих и многих других фактах в силу мнимой политкорректности у нас предпочитают не вспоминать.
Кстати, Штаты в этом плане являются исключением. В основном же развитые страны - такие как, например, Япония, Швеция, Дания, Норвегия - являются одними из наименее религиозных во всем мире, поскольку именно атеизм является двигателем науки и прогресса. Поэтому абсолютно очевидно, в каком направлении должен двигаться Казахстан, если он хочет добиться преуспевания.

Конечно, и речи быть не может о каких-либо репрессивных мерах по отношению к тем или иным религиям. В стремлении решить правильную задачу неправильным способом и заключалась главная ошибка большевиков. От религиозного наследия нужно было избавляться постепенно и неспешно. Если государство наряду с пропагандой научного атеизма в массах перестанет наконец оказывать покровительство имеющим особый статус исламу ханафитского мазхаба и православному христианству - одного этого уже будет достаточно для существенного снижения их воздействия на общество. Все-таки подавляющая часть нашего населения пока что отличается слабой религиозностью и может еще спокойно воспринять оттеснение религиозных организаций куда-нибудь подальше на задворки истории вместе с остальными пережитками прошлого.

Радик ТЕМИРГАЛИЕВ, исполнительный директор ЦКРФ НОФ “Аспандау”, Коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть