Будем голодать!
Инициативная группа граждан, пострадавших от произвола властей, намерена каждый день выходить к резиденции президента в Алматы с требованием решить их вопросы. Если же просьбы активистов не будут удовлетворены, они объявят массовую голодовку. Такое решение приняли вчера в Алматы участники “круглого стола” “Правоохранительная и судебно-исполнительная система РК: сущность, организация, функционирование”.
В мероприятии приняли участие правозащитники и просто граждане, пострадавшие от действий чиновников. Среди них - юристы Сергей УТКИН, Карибай КУСАИНОВ и Галымжан КУРМАНГАЛИЕВ, правозащитник Вадим КУРАМШИН, бывший таможенный брокер Канагат ТАКЕЕВА и т.д. Каждый из них изложил свое видение проблемы и привел конкретные случаи правонарушений - на собственном примере или примере своих клиентов. Так, Сергей Уткин считает: чтобы искоренить коррупцию в судах, нужно сделать всего две вещи - назначать судей по жребию и ограничить время пребывания судьи в должности председателя суда одним годом.
- Если это будет жребий, тогда новоиспеченный судья будет понимать, что он не обязан конкретным чиновникам, не обязан тому агашке, который за него ходатайствовал, не обязан чемодану денег, - говорит он. - Он просто обязан воле случая. Потому что, если он пришел иным путем, он коррупционер с самого начала. Если он заплатил десятки тысяч долларов за место, то должен их “отбить”. А жребий - это будет первый шаг к тому, чтобы судья более-менее независимо попал на свою должность. Дальше нужна независимость от председателей судов. (...) Судья на сегодняшний день практически все решения согласовывает с председателем. (...) Зависимость существует. Как ее разорвать? Есть очень простое предложение: давайте менять председателей каждый год и пусть их избирают сами судьи. В этом случае председатель исполняет административные функции, но не может требовать от судьи незаконного решения, потому что через год он станет простым судьей. Сегодня он этого ломал через колено, а завтра начнут ломать его. У них это отложится в голове, и они скажут: нет, мы не будем друг друга ломать.
Вадим Курамшин говорил о том, что, на его взгляд, Казахстан не исполняет обязательства, взятые на себя в связи с присоединением к Конвенции ООН против пыток. По данным правозащитника, пытки заключенных применяются практически повсеместно, однако мировая общественность не обращает на это никакого внимания. К примеру, полтора месяца назад Европейский суд по правам человека рассматривал жалобу нашего соотечественника Тимура ШАРИПОВА, который просил не экстрадировать его из России в Казахстан. Дело в том, что Тимур Шарипов находился в международном розыске за мошенничество, в 2009 году он был задержан в Калуге. Мужчина обратился к российским властям с просьбой предоставить ему убежище, но получил отказ и написал жалобу в Страсбургский суд. Суд же, рассмотрев его заявление, пришел к выводу, что выдача Шарипова казахстанской стороне не будет являться нарушением статьи 3 Конвенции ООН против пыток. А все потому, считает Курамшин, что казахстанские и международные правозащитные организации не отражают полную картину того, что творится в местах лишения свободы.
- Я ответственно заявляю, что они попросту замалчивают истинное положение дел в стране, - говорит Вадим Курамшин. - Стоит ли при этом обвинять казахстанские власти в регрессных процессах? Мне кажется, это не совсем справедливо. Я присутствовал в Караганде на “круглом столе”, куда был приглашен глава отдела технического сотрудничества представительства Евросоюза в Казахстане Рене Малли. Там он обозначил два момента. Во-первых, он удивился, почему на мероприятии присутствуют исключительно представители власти, правящей партии и НПО. А тех, кого они призваны защищать, то есть бывших заключенных, нет. Во-вторых, Рене Малли сказал, что только за прошлый год Евросоюз выделил казахстанским правозащитным организациям 10 миллионов евро. Однако снизойти до уровня бесправного зэка наши правозащитники не способны. Но при этом хапают и хапают новые гранты. И как результат - подобное заключение Страсбургского суда.
Юрист Карибай КУСАИНОВ поднял проблему гибели солдат срочной службы. По его информации, основанной на мониторинге СМИ, только за последние два года в Вооруженных силах Казахстана погибли 18 солдат. При этом 5 человек в 2010 году и 13 - в 2011-м.
- Согласно официальным сообщениям, солдаты сводят счеты с жизнью из-за того, что их проблемы игнорируются командованием, - говорит Карибай Кусаинов. - Они подвергаются побоям, вымогательствам, унижениям со стороны “дедов”, прапорщиков, офицеров. Я представлял в суде интересы отца погибшего солдата Казбека ТЕМИРХАНОВА. Медицинская экспертиза установила, что ему была нанесена “тупая травма живота, кровоизлияние в диафрагму справа, обширный разрыв печени со скоплением 200 миллилитров крови”. А суд официально заявил, что Казбек сам свел счеты с жизнью. Земляк Темирханова рядовой Аян АЛЬМУКАШЕВ был обвинен в доведении до самоубийства и приговорен к 8 годам лишения свободы. Но я уверен, что истинные виновники трагедии не понесли наказания!
Под конец “круглого стола” большинство его участников и пожелавшие присоединиться к ним слушатели приняли решение каждый день в 11 часов выходить к резиденции президента. Сейчас они определяются с датой старта акции протеста.
Мадина АИМБЕТОВА, aimbetova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

