12621

Айнур КУРМАНОВ: Новая волна протестов неизбежна

Председатель общественного объединения “Талмас” Айнур КУРМАНОВ (на снимке - справа) вместе с лидером общественного объединения “Оставим народу жилье” Есеном УКТЕШБАЕВЫМ уже четвертый месяц находятся за границей. Чем они там занимаются и как им видится ситуация в нашей стране? С Айнуром Курмановым беседует наш корреспондент.

- Айнур, расскажи, чем вы занимались с тех пор, как покинули страну?
- В начале сентября мы отправились в Варшаву, чтобы принять участие в ежегодном совещании ОБСЕ по человеческому измерению. Мы говорили об ущемлении прав борющихся нефтяников Мангистауской области, о судебном процессе над юристом профсоюза работников АО “Каражанбасмунай” Натальей СОКОЛОВОЙ. У нас были встречи с представителями делегаций европейских стран и США, с представителями профсоюзов и отдельных политических групп. Затем мы выехали в Бельгию, где приняли участие в конференции, которую организовал депутат Европейского парламента Пол МЕРФИ. Она почти полностью была посвящена забастовке нефтяников. Кроме нас с Есеном на конференции присутствовали один из руководителей независимого профсоюза Актау Мухтар УМБЕТОВ, сами рабочие, представители оппозиции и НПО.

- Кстати, в новостях говорили, что Пола Мерфи захватили израильские военные, когда он с гуманитарным караваном пытался прорваться в Палестину. Как закончилась эта история?
- Да, его как участника флотилии несколько дней продержали в израильской тюрьме, разрешив только один раз позвонить родным. Но благодаря вмешательству посольства и парламента Ирландии, а также Европарламента он был освобожден.

- Вернемся к вашим путешествиям.
- Из Брюсселя мы отправились в Швецию, а затем в Германию. Там мы тоже встречались с представителями профсоюзов и левых организаций, в частности Комитета за рабочий интернационал (КРИ). Все они тоже выразили свою поддержку казахстанским нефтяникам и пообещали участвовать в кампании солидарности. В октябре мы прибыли в Россию и с тех пор находимся здесь. Мы решили не просить политического убежища за рубежом.

- Если не секрет, на какие средства вы разъезжаете по миру?
- Никакого секрета тут нет. На данный момент, так как собственных средств у нас сейчас нет, нам помогает Комитет за рабочий интернационал. Это организация, у которой есть секции более чем в 50 странах мира. Более того, как я уже сказал, КРИ сейчас организовал кампанию солидарности с нефтяниками и по сбору средств для семей бастующих.

- Ты говоришь, что вы с Есеном все-таки хотите вернуться в Казахстан. Но на вас до сих пор висит уголовное дело за самоуправство, и под амнистию вы не подпадаете.
- Есть разные варианты, возможно, и под амнистию подпадем. Наша 327 статья все равно остается статьей средней тяжести, несмотря на то, что по 3 части предусмотрено наказание от трех до семи лет лишения свободы. Мы будем добиваться закрытия уголовного дела. К тому же в ближайшее время политическая ситуация в Казахстане может поменяться...

- Что же ее изменит? Уж не предстоящие ли выборы парламента?
- По поводу выборов я особых надежд не питаю - все уже давно решено. Я имею в виду прежде всего борьбу различных группировок внутри власти. И такая борьба, мне кажется, уже происходит. Мы тоже не будем сидеть сложа руки. Я не буду раскрывать все наши планы, чтобы не дать нашим оппонентам возможности сыграть на опережение.

- А тебе не кажется, что за последнее время ситуация в Казахстане уже поменялась? Сейчас на первое место выходят не социальные протесты, а терроризм и экстремизм.
- Во всем этом чувствуется некая искусственность. До этого никаких проявлений терроризма не было, и вдруг - нате вам. И основы для этого не существовало. Возможно, за всей террористической активностью последнего времени кроется игра мускулами различных властных и околовластных группировок. Они показывают друг другу, что может случиться, если “вы нас тронете”.

- А ты не допускаешь, что за всем этим стоят внешние силы, то есть террористические организации, находящиеся за пределами страны?
- О террористической организации “Джунд аль-Халифат” (“Солдаты Халифата”), которая сейчас якобы берет на себя ответственность за теракты в Атырау, Таразе, за боралдайские события, никто раньше не слышал. Тем более что видеопослания “Джунд аль-Халифата” появляются только на одном сайте, который тесно связан с западными спецслужбами. Тот же “Талибан” наличие этой организации не подтверждает. Конечно, как таковую террористическую опасность извне исключать нельзя, особенно когда Казахстан еще может вернуться к вопросу об отправке своего контингента в Афганистан. Но тогда следует признать: положение куда более серьезно, чем мы думаем.

- Ты наверняка знаешь о бывших бойцах спецподразделения “Сункар”, которых после выхода на пенсию хотят выселить из служебного жилья. Что думаешь по этому поводу?
- Это еще раз показывает, что обычные сотрудники низшего и среднего звена часто оказываются заложниками политики нашего государства. Они стали некой разменной монетой и первыми гибнут в результате террористических актов. В то же время они оказались полностью беззащитными социально. То есть попали между молотом и наковальней. С моей точки зрения, эта ситуация говорит о разложении государственного аппарата. С одной стороны, мы видим непрофессионализм высшего руководства силовиков, в результате которого гибнут плохо обученные или недостаточно оснащенные рядовые бойцы. С другой - абсолютно наплевательское отношение к людям, которые столько лет отдали служению этой стране. Надо учитывать, что новое поколение силовиков, видя, что у пенсионеров нет никаких гарантий достойной жизни, не будет работать в полную силу. О какой борьбе с терроризмом можно говорить, когда вчерашние офицеры спецназа влачат жалкое существование?! Так что наша задача - защищать и их тоже. Ведь эти люди ни в чем не виноваты - они просто инструмент, марионетки в руках властей!

- На прошлой неделе сенат одобрил законопроект об амнистии. Но Наталья Соколова под нее не подпадает, а значит - останется за решеткой...
- Да, она не подпадает под амнистию, потому что статья 164 УК РК является тяжкой. Хотя у нее несовершеннолетний ребенок. Кстати, сейчас мы создаем международный комитет по борьбе за ее освобождение, прекращение репрессий в отношении нефтяников. В этот комитет уже согласились войти ведущие правозащитники России, ряд зарубежных организаций, в том числе Комитет за рабочий интернационал. Нас поддержали некоторые политические партии, и, возможно, присоединятся независимые профсоюзы. Мы планируем начать новую кампанию протеста уже в декабре. Наша цель - чтобы имя Натальи Соколовой все время было на слуху. За нее мы будем бороться до конца.

- С вашим отъездом протестное движение в Казахстане явно заглохло. Или это случайное совпадение?
- Я не думаю, что оно заглохло. Просто идет перегруппировка сил. А тут еще выборы, накануне которых административный ресурс делает все, чтобы сохранить некоторую стабильность. Но, думаю, сразу после выборов в стране начнется новая волна социальных протестов. Это просто неизбежно.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть