9091

Серик СЕЙДУМАНОВ, замакима Алматы: Торопиться будем не спеша

В Алматы еще не решены проблемы 1139 дольщиков. Себестоимость перевозки одного пассажира на алматинском метро - 407 тенге. В очереди на социальное и ипотечное жилье в южной столице стоят около 25 тыс. семей. Об этом и многом другом в ходе “прямой линии” с нашими читателями рассказал заместитель акима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ (на снимке).

Николай ПАВЛОВ (вопрос прислан по электронной почте):
С января 2011 года в Алматы решением властей по периметру города установлено более 300 знаков “движение на мототранспорте запрещено”. Власти решили и отнесли этот вид транспорта к экологически вредному. Считаю, это дискриминация. Владельцы мотоциклов имеют водительские удостоверения, платят налог, страхуют свой транспорт.
- Ограничения действительно существуют, поскольку у нас культура вождения еще не такая, как, скажем, в Европе, - в Париже, например, на Елисейских Полях, каждый второй участник дорожного движения - мотоциклист. Поэтому ограничения введены ради безо­пасности самих же водителей мотоциклов. Если вы считаете, что забота о безопасности ущемляет ваши права, мы готовы рассмотреть предложения.
Мы могли бы и велосипедистов пустить на дороги, но понимаем, что ради безопасности этого не стоит делать. Потому для них были оборудованы специальные дорожки возле тротуаров. Хотя во всем мире велосипедисты ездят по дорогам. У нас совсем другой менталитет и сложившаяся иерархия участников дорожного движения.

Аркен, Алматы:
Будет ли востребовано алматинское метро, после того как перестанет быть “аттракционом”?
- Использование метро в экс­курсионных целях - естественный процесс, ведь большинство жителей города не видели подземки. Мы понимаем, что действующая ветка лишь частично решает проблему доставки пассажиров, ведь протяженность метро в 8 км не позволяет ему стать конкурирующим транспортным средством в городе. Но как только появятся новые линии, когда метро будет проложено в спальные районы, ситуация изменится.
Подземка будет удлиняться поэтапно. Первыми на очереди станции “Сайран” и “Москва” (последняя - у пересечения проспектов Абая и Алтынсарина. - В.Б.), они будут сданы в 2013 году. В эту сторону уже прорыто 350 м тоннеля. Следом будут проложены еще три станции с конечной в “Калкамане”. Эта работа завершится в 2017 году. Потом метро пойдет вниз, до вокзала Алматы-1.

- Почему так медленно?
- Ускоряться нельзя, у нас город небольшой, но сейсмичный. Лучше делать качественно, чем быстро.

Татьяна ЗЕКНОВА, Алматы:
23 года строительство метро сосало деньги из бюджета и обошлось налогоплательщикам в $1,1 млрд. Теперь мы узнали: подземка будет убыточной, значит, вновь будет требовать огромные бюджетные расходы. Зачем это нужно?
- Первые запущенные ветки метро планово убыточные. При 100-процентной нагрузке метрополитен может обслужить 300 тыс. пассажиров в день. Сейчас же заполняемость вагонов - около 15 процентов, то есть подземку еже­дневно используют от 20 до 40 тыс. человек. Себестоимость поездки каждого пассажира - около 407 тенге. Для использования метро на 1-е полугодие 2012 года мы получим трансфер из бюджета в размере 1 млрд. тенге.
Метро будет убыточным, даже когда оно протянется до “Калкамана”. Но еще раз подчеркну, это плановые убытки. Московское метро работает 75 лет и только совсем недавно стало приносить прибыль. Но введение метро поможет значительно улучшить транспорт­ную и экологическую обстановку в городе.
Что касается введения дополнительных составов, пока этого не требуется. У нас закуплено семь поездов. В часы пик ходит до 4 составов.
Каждый дополнительный поезд - увеличение расходов.

Алибек КУАНЫШБЕК, Алматы:
Больные южной столицы постоянно сталкиваются с одной и той же проблемой - в начале и в конце года перестают выдавать лекарства, закупаемые на бюджетные средства. Почему чиновники никак не могут решить эту проблему? Ведь многие пациенты не в состоянии за свой счет купить дорогостоящие медикаменты, а прерывание лечения может грозить осложнением и даже смертью.
- Я согласен: еще есть проблема с лекарственным обеспечением. Сейчас создана централизованная система обеспечения медикаментами. И любая подобная система менее мобильна, неповоротлива и порой не может быстро решать экстренные проблемы. Работа этой системы оправданна, она функционирует, но сбои случаются. Цепочку “проведение тендера - закуп - распределение - доставка” надо постоянно контролировать.
К тому же часто бывает так, что в начале года мы планируем одно количество больных (под которое подается заявка в Минздрав и единому поставщику - “СК Фармация” - на закуп лекарств. - В.Б.), а в середине года это число меняется. Вот и получаются диспропорции, что отражается на конкретных людях.
Некоторые тендеры проводятся аж в марте.
Тем не менее массового дефицита медикаментов нет, есть лишь единичные случаи, поскольку мы делаем переходящий остаток на новый год и перекрываем им начало следующего года. Иначе городская система здравоохранения просто не работала бы.
К сожалению, это проблемы не только планирования, но и финансирования в первую очередь.

Азамат, Алматы:
В начале 2011 года председатель агентства по делам строительства Серик НОКИН заявил, что вопросы всех проблемных дольщиков будут решены до конца 2011 года. Год практически закончился, но обе­щание не выполнено. Почему?
- С конца 2007 года, когда грянул кризис, в Алматы было более 16 тыс. проблемных дольщиков, сейчас их осталось 1139. То есть не решены проблемы только 7 процентов участников долевого строительства. Когда акимат начал заниматься этим вопросом, мы столкнулись с огромными проблемами, причем на каждом объекте они свои - финансовые, юридические, психологические и т. д.
По тем схемам, которые предлагали власти, были успешно решены проблемы большинства дольщиков. Но некоторые решили обойтись без помощи государства и в итоге попались в капкан юридических проблем. Кроме того, многие объекты были просто заблокированы судебными решениями. Также не все дольщики проявляли единодушие - одни хотели квартиры, другие - деньги.
Тем не менее сейчас найдены пути решения проблем оставшихся жилых комплексов, кроме одного - “Оскара”: есть откуда деньги взять, есть кому строить, и люди знают примерные сроки, когда получат жилье.
Процесс не завершен, но успешно продвигается. Думаю, если по “Оскару” мы найдем пути решения проблемы, то к июлю-августу 2012 года абсолютное большинство оставшихся дольщиков перестанут быть “проблемными”.

Спортсмен (вопрос прислан по электронной почте):
Недавно Алматы выиграл конкурс на проведение универсиады в 2017 году. Но как мы сможем провести столь масштабное спортивное состязание, если у нас мало спортивных объектов?
- Универсиада станет главным вектором развития города в ближайшие годы. Нам нужно построить ледовый дворец на 15 тыс. мест, два ледовых катка и студенческий городок (аналог олимпийской деревни) на 20 тыс. мест. Остальные спортивные объекты для универсиады в Алматы уже есть. Студенческий городок будем строить в Алатауском районе, ледовый дворец либо там же, либо на выезде в Талгар.
Правда, у нас в городе нет большого киноконцертного зала - об этом мы сейчас думаем.

Сауле, Алматы:
Мы стоим в очереди на получение жилья по льготным расценкам для работников бюджетной сферы. Квадратный метр такого жилья стоил 72 тыс. тенге, а недавно услышала, что эта цифра выросла до 102 тыс. тенге за квадрат. Почему?
- Потому что все республиканские жилищные программы закончились. Теперь мы будем развивать городскую программу. По прежним правилам стоимость подведения коммуникаций к дому не входила в цену квадратного метра, а теперь входит.
Вообще в городе две разновидности социального жилья. Первое - арендное - для тех, кто стоит в очереди на жилье за счет государства. Таких у нас около 14 тыс. семей. В этом году мы предоставили квартиры только тем, кто стоял в очереди с 1988 года. Сейчас начнем закрывать 1989 год. Тут вопрос продвигается медленно.
Второе - ипотечное жилье по цене 102 тыс. тенге за квадратный метр. На строительство в новом году будет выделено около 4 млрд. тенге. Возможно, будем выделять больше денег, поскольку в этом виде жилья есть потребность.
В будущем году планируем сдать около 1 тыс. квартир. Но спрос значительно выше - в очереди стоят 11,5 тыс. семей.
Однако некоторые очередники, к сожалению, не потянут новую стоимость квадратного метра. К тому же процент по ипотеке возрастет, поскольку государственный Жилстройсбербанк уже не кредитует под 4 процента годовых.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть