11953

И снова здравствуйте!

Пирамида из трех “М” добралась до крупнейшего города Казахстана

Еще не утихли страсти по поводу крушения финансовой пирамиды в Кокшетау, как теперь и в Алматы горожан зазывают поучаст­вовать в “лохотроне неслыханной щедрости”. На манеже все те же: в южной столице появились рекламные баннеры очередного детища небезызвестного россиянина Сергея МАВРОДИ (на снимке) - “МММ-2011”.

Первая пирамида МММ развалилась в 1997 году. Принцип ее действия был достаточно прост: люди покупали акции и билеты, выпущенные Мавроди. Два раза в неделю стоимость этих “ценных бумаг” искусственно повышалась. Таким образом, со временем держатели акций и билетов могли продать их по более выгодной цене. Естественно, старые участники пирамиды получали прибыль за счет новых. Последние в итоге и остались с носом. “Кинутых” оказалось от 10 до 15 млн. человек. Их общий ущерб, по самым скромным подсчетам, составил не менее $115 млн. 50 человек покончили жизнь самоубийством...
Сергей Мавроди отсидел 4,5 года за мошенничество в особо крупных размерах. Выйдя на свободу, комбинатор принялся за старое и в прошлом году создал новую пирамиду под названием “МММ-2011”. Недавно она пришла и в Казахстан. И, что самое интересное, ее рекламные билборды в Алматы висят преспокойно. На них - только “три веселые буквы” и телефон. Причем - сотовый. Мы позвонили по нему.
- Консультационный центр МММ, - ответили нам.

- Говорят, у вас можно заработать?
- Конечно, если у вас есть сумма, которую вы хотите приумножить. А можете даже не вкладываться - просто привлекайте других людей.

- Если у меня есть 100 тысяч тенге, сколько я смогу заработать?
- Через месяц у вас будет 150 тысяч.

- Вы получали разрешения от официальных казахстанских властей на такой вид деятельности?
- В ваши деньги госструктуры влезть не смогут, - ответила невпопад девушка, заметно занервничав. А затем вообще перестала отвечать на вопросы. Лишь сказала, что может подъехать ко мне в любое удобное время и обговорить все при встрече. И добавила, что новая МММ “более совершенна”.

Мы, кстати, нашли “10 отличий” МММ-2011 от первой пирамиды. Нет, принцип привлечения “вкладчиков” остается прежним. Прибыль, как и раньше, сулят немыслимую. Те же “ценные бумаги” (правда, теперь они называются “мавро”), которые регулярно повышаются в цене. Одно отличие - теперь “финансисты” открыто признаются, чем они занимаются. Об этом написано на официальном сайте казахстанской ячейки конторы. Цитируем: “Предупреждение от Сергея Мавроди. МММ-2011 - это финансовая пирамида! Участвуя в ней, вы крайне рискуете и можете потерять в любой момент все свои деньги... Я не даю вам никаких гарантий и обещаний. Ни в явной, ни в скрытой форме. Даже если вы будете следовать чётко всем инструкциям, вы все равно можете “проиграть”. “Выигрыш” вам всё равно могут не заплатить. Без всяких на то причин и объяснений. Имейте также в виду, что я “человек с непогашенной судимостью и очень нехорошей судьбой, который всю жизнь всех обманывал”.
Казалось бы, такая “визитка” должна тут же отпугнуть потенциальных клиентов. Но удивительно: у МММ-2011 они есть. По крайней мере, как сказано на сайте, их уже 15 млн. человек. Сколько “строителей” пирамиды насчитывается в Казахстане, нам никто точно не смог сказать.
- Там этих миллионов, “попавшихся” в лапы пирамиды, нет, - считает президент Ассоциации психологв Казахстана Владимир СТЕБЛЯНКО. - Это - рекламный крючок, который заставляет людей задуматься: если я быстро вложу деньги, вдруг успею получит прибыль? Хотя все знают, что кто-то прогорит.

У экономиста Петра СВОИКА тоже есть ответ на вопрос, почему люди продолжают идти в пирамиды.
- Две причины, - говорит Петр Владимирович. - Первая - дураков всегда было много, и с этим дефицита нет. Вторая - реальная экономическая ситуация в стране заставляет идти в МММ даже не совсем глупых людей. Ведь в Казахстане, если бог послал простому человеку денежку, где ее хранить? Инструментов нет! Да, хранят деньги на депозитах, но они даже инфляцию не покрывают...
Кстати, вопросы рекламы в Алматы курирует замакима Серик СЕЙДУМАНОВ. Мы не могли не спросить у Серика Тураровича, как он вообще допустил рекламу МММ на улицах города.
- Я курирую этот вопрос отчасти. Дело в том, что по закону содержание рекламы не подвергается цензуре. Если в ней соблюдены нормативы (например, нет эротики), то реклама имеет право на жизнь - мы же не можем запретить все то, что нам просто не нравится.
Кстати, Серик Турарович отметил, что уже лично видел “наружку” МММ. Он считает, что вопросом появления пирамиды должны заняться правоохранительные органы.
- Чем быстрее это закончится, тем лучше для людей, - говорит Сейдуманов. - Я дам необходимые поручения разобраться с этим вопросом.
Мы попросили и представителей правоохранительных органов прокомментировать появление МММ. Наш эксперт из полиции, который попросил не называть его, сообщил: им уже известно о появлении пирамиды в Алматы. Но, к сожалению, новый “лохотрон” создан настолько грамотно, что, скорее всего, органы смогут вмешаться в его работу только тогда, когда поступит первое заявление от уже обманутых граждан. Пока же кучка предприимчивых дельцов, руководствующихся принципом “без лоха и жизнь плоха”, продолжает нести свои “идеи” в массы...

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть