11142

Евгений ЖОВТИС - Ермухамету ЕРТЫСБАЕВУ: Не хочу в Северную Корею!

В предыдущем номере нашей газеты (см. “Не заставляйте ломиться в “открытые” двери!”, “Время” от 31.3.2012 г.) наши медиаэксперты достаточно жестко отреагировали на запрет аудио- и видеозаписи судебного процесса по жанаозенским событиям и на последовавшее вслед за этой санкцией заявление советника президента по политическим вопросам Ермухамета ЕРТЫСБАЕВА (на правом снимке). Напомним, он тогда заявил: “...Есть отдельные СМИ, которым не интересна истина… им нужно в максимальной степени использовать картинку, фоторепортажи, весь судебный процесс, для того чтобы раскачивать ситуацию...”. А на днях свое видение сложившейся ситуации обрисовал директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений ЖОВТИС (на левом снимке), находящийся сейчас за границей.

Ответ правозащитника советнику приводим ниже:

“Что касается запрета фото­съемки и видеозаписи в открытых уголовных процессах, то это принятая во многих странах практика, защищающая права на изображение как подсудимых и обвиняемых, которые еще не признаны виновными, так и потерпевших. Кроме того, видео- и фотосъемка иногда мешают нормальному ходу судебных заседаний. Именно поэтому, например в США, развито “портретное” сопровождение процесса, когда художники рисуют какие-то сценки или лица участников процесса. Что же касается запрета аудиозаписи, то это, конечно, законное право судьи (в отличие от права не пускать кого-либо, в том числе журналистов, на открытый процесс, которого у судьи нет!), но в этом, с моей точки зрения, нет никакого смысла. Сейчас в большинстве развитых стран вместо существовавшей много лет практики стено­графирования в ходе судебных разбирательств (вспомните, процессы над “врагами народа” в СССР или Нюрнбергский процесс) благодаря развитию техники перешли к аудио­записи процесса, расшифровка которой и является протоколом судебного заседания. А протокол открытого судебного процесса - это документ, открытый для общего пользования. По-хорошему протоколы открытых судебных процессов как по уголовным, так и по гражданским делам должны размещаться в Интернете на сайте Верховного суда, если у конкретного суда, в котором проходит процесс, нет своего сайта. Это позволит и юристам, и просто гражданам следить за ходом общественно значимых процессов, оценивать доводы сторон, судебные решения, их обоснованность и справедливость. Это, если хотите, общественный контроль за правосудием, которое вершится от имени Республики Казахстан, источником судебной и других властей в которой по Конституции является народ.
А что касается утверждения г-на Ертысбаева о том, что “некоторые СМИ” могут неправильно использовать эти аудиозаписи, то, конечно, с ним никак нельзя согласиться. Средства массовой информации на процессах представлены журналистами, которые, как и любые граждане, имеют свое субъективное мнение о происходящем, которое они профессионально, опираясь на факты, предлагают читателям, слушателям или зрителям. Эти мнения разные, иногда доверие к тем или иным СМИ разное, у разных СМИ разные аудитории. Но это, если угодно, и называется плюрализм! Если не согласны с фактами - опровергайте, если не согласны с мнениями - спорьте и излагайте другие мнения, если усматриваете нарушения закона - доказывайте, но с учетом приоритета свободы слова и выражения собственного мнения. А если считаете, что есть только одно “правильное” мнение, а от “неправильного” граждан нужно ограждать, то в таком случае конечная станция - Северная Корея с пересадкой в СССР. Не знаю, как советнику Ертысбаеву, но мне туда не хочется категорически!”

Зарина АХМАТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть