15082

Чужие здесь не воруют

В редакцию обратились несколько предпринимателей с жалобами на кражи привозимого из Китая товара. По их словам, пересекающие границу на станции Достык товарные составы нередко приезжают к месту назначения полупустыми - многие бизнесмены несут миллионные убытки. Кроме того, якобы на приграничной станции по-прежнему делит сферы влияния криминалитет. Чтобы разобраться в этой ситуации, мы выехали на границу...

Прежде всего спешим заручиться поддержкой транс­портных полицейских, затем идем к местному станционному начальству - без их ведома ничего снимать и записывать нельзя: станция Достык - стратегический международный объект. А это значит, что в небольшом поселке чекист на чекисте сидит и чекистом погоняет.
Знакомимся с заместителем директора станции по грузовой работе Мирболатом ШОИНБЕКОВЫМ.
- Мы первыми встречаем груз из Китая, - рассказывает он. - Проверяем документацию, состав пода­ется в ангары, где идет перегрузка на наши платформы. Груз принимают представители сразу нескольких структур как с нашей стороны, так и с китайской, которые, в свою очередь, сдают нам под сохранность товар и документы.

- И при таком тотальном контроле у предпринимателей пропадает товар! В чем причины?
- Причин много. В том числе  кражи и непорядочность отправителей товара.

- Не всегда пропавший товар находят, бизнесмены недовольны предоставлением ваших услуг. Что вы предпринимаете?
- Недостача выявляется чаще на конечной станции. Предприниматель идет к нам: где груз? Мы запрашиваем таможню: у них работает инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК). В нем рентген фотографирует каждый вагон. Таможня предоставляет нам снимки. Мы смотрим, есть в вагоне пустые места либо контейнер заполнен полностью. Если видна брешь - это вина китайской стороны. Если же вагон полностью загружен, но на конечной станции части товара нет - поднимаем полицию. Знаете, это долго рассказывать, лучше сами посмотрите всю работу.

С китайской стороны заходит грузовой состав. Его загоняют в ангар для перегрузки контейнеров. На специальных кранах контейнеры перегружают на казахстанские платформы (ширина китайской железной дороги 1,43 метра, а нашей - 1,52). Обе стороны ведут свой учет, сотрудники военизированной охраны проверяют целостность пломб контейнеров, таможенники, фито- и ветеринарная инспекция тоже не сидит без дела. Сотрудников КНБ, не видно, но незримое присутствие чекистов чувствуется: люди очень осторожны, немногословны и проблемные вопросы предпочитают оставлять без ответа. Станционные рабочие рассказали: на перегрузку одного состава уходит не больше получаса. Встречаем китайца в форме с погонами майора.
- Дырасытуйте! - улыбаясь, тянет он руку.
Мы пытаемся завязать разговор, фотокор делает несколько снимков. Майор моментально перестает улыбаться и, прикрывшись папкой, что-то лопочет на своем языке.
- Пресса, - пытаемся мы объясниться.
- Не понимай моя твоя!
Ситуацию разруливает вохровец. Они о чем-то беседуют, и китаец, помахав нам рукой, уходит по своим делам. В среднем, по рассказам железнодорожников, в день со станции Достык отправляют до 15 груженых составов ( около 600 вагонов). Ежедневно счет идет на сотни миллионов тенге. Причем многие операции фиксируются на фото- и видеокамеры. Что-либо украсть самостоятельно - невозможно. А вот с ведома контролирующих и проверяющих органов...

- Все кражи из подвижного состава происходят исключительно ночью и не в самом Достыке, - говорит начальник линейного отдела полиции Ерлан АЛИМБЕКОВ. - Воруют товар на небольших переездах. Сразу скажу: в таких преступлениях чаще всего замешаны представители военизированной охраны.
Подполковник Алимбеков приводит примеры:
- Нам сообщили о краже 71 стиральной машины. - Заявленный ущерб - почти 600 тысяч тенге. Удалось выяснить: товар выгрузили ночью на станции Актогай. Работаем с вохровцами, но те “идут в отказ” - мол, никого подозрительного не видели, состав сопровождали круглосуточно. Улик нет - алиби налицо.

Транспортные сыщики все же сумели доказать причастность к этой краже сразу трех бойцов ВЖДО и местного безработного. По словам Алимбекова, все арестованы, ведется следствие. Пропавшие стиральные машины вернули владельцу.
- Несколько лет назад начальник таможенного поста “Достык” ЖАНАРБАЕВА (Нургуль Жанарбаева в 2010 году осуждена за дачу взятки - 5 тысяч долларов - члену Счетного комитета, сейчас отбывает наказание в колонии-поселении в Кокшетау. - Т.К.) жаловалась, что местный криминалитет полностью оккупировал границу и все переходы. Она утверждала, что ее же подчиненные “ходят под бандитами”. Что-то изменилось с тех пор?
- Я в те годы работал в другой службе, но слышал про передел сфер влияния. После Жанарбаевой начальником пришел АБДРАХМАНОВ. Он перестал проводить растаможку грузов на “Достыке” и передал эти функции таможенникам на конечных станциях. Он довольно жесткий мужик - быстро навел порядок на границе и, не поверите, криминалитет сам по себе исчез. Сейчас организованной преступности у нас нет...
После съемок в ангарах и на станции выходим в одноименный поселок. На небольшом возвышении стоит заброшенный танк конца 1960-х. Вокруг двух-, трехэтажные строения, некоторые здания выглядят нежилыми. Фотокор начинает снимать, и вдруг перед нами вырастает боец в камуфляже:
- Рядовой КАЛКАБАЕВ. Предъя­вите ваши фотографии.
- Ни хао! - шутит фотокор, но боец невозмутим.
Убедившись, что ничего стратегического на камеру не снято (хотя, если честно, сразу и не понять, что тут стратегическое, а что нет), боец откозырял и так же быстро исчез во дворах.
Сопровождавший нас замначальника транспортной полиции Дастан МАДИБАЕВ напоминает:
- Весь Достык - приграничная территория. Во избежание лишних проблем нужно быть предельно внимательным.
Действительно, чужие здесь не ходят.

Тохнияз КУЧУКОВ, kuchukov@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Станция Достык, Алматинская область

Поделиться
Класснуть

Свежее