12421

Канай ЖУНУСОВ: Мамытбеков должен защищать себя сам

Политик и авторитетный ученый-аграрий Гани КАЛИЕВ всегда был известен своей жесткой критикой в адрес Министерства сельского хозяйства. Однако в своем последнем интервью нашей газете Гани Алимович отступил от своих правил, заявив: нельзя обвинять нынешнего главу Минсельхоза Асылжана МАМЫТБЕКОВА во всех бедах аграрного сектора (см. “Надо менять не только министра, но и всю аграрную политику”, “Время” от 10.4.2012 г.). Наш сегодняшний собеседник - ученый-аграрий, член центрального совета РОО “Союз фермеров Казахстана” Канай ЖУНУСОВ (на снимке) - согласен с тем, что Мамытбекову досталось тяжелое наследство. Однако совсем не склонен защищать его.

- Я бы хотел проанализировать так называемые “заслуги” Мамытбекова, взяв за основу его выступление на коллегии Министерства сельского хозяйства в феврале нынешнего года, - без долгих прелюдий начал беседу Канай Хамитович. - Первое, на чем он остановился, - инновационная составляющая в агросекторе. Это понятно, ведь государство реализует программу индустриально-инновационного развития. Но не стоит забывать, что за последние 20 лет в АПК произошла деиндустриализация. В результате отрасль практически лишилась львиной доли парка сельхозтехники. Мамытбеков преподносит как достижение то, что в 2011 году сельхозотрасль получила 1291 новый трактор и 1152 зерноуборочных комбайна. Давайте сравним: в 1991 году только в Алматинской области насчитывалось 22287 тракторов и 3979 зерно­уборочных комбайнов, а в 2008-м - только 2449 тракторов и 503 зерноуборочных комбайна. Отрицательная динамика просто поражает воображение! И такая ситуация во всех регионах. Что могут сделать эти трактора, которыми козыряет Мамытбеков? Один трактор может обслужить в год 200 га земли, а комбайн - 300 га. Давайте подсчитаем: 1291 трактор обслужит 258 тысяч га земли, в то время как площадь посевных по стране земель составляет 25 млн. га.
Далее. Он хвастается тем, что в прошлом году был получен рекорд­ный урожай - 27 млн. тонн зерна. Но, знаете, никто не уверен, что было собрано именно столько.

- Вы хотите сказать, что цифры умышленно преувеличены?
- Как формируется статистика? Каждый сельский округ отчитывается сначала по посевам, затем по уборке. И эти цифры не подтверждены ничем, кроме как словами этих акимов. Но ведь им никакого наказания в случае чего не будет - наоборот, ордена еще дадут. Не стоит забывать, что прошлый год был юбилейным для Казахстана, поэтому “рекордный урожай” может быть совсем неслучайным. То, что много зерна осталось под снегом, факт. Но сколько его осталось - никто не знает. Очень удобный повод, чтобы сказать: рекордный урожай был собран, но сгнил под снегом, если что-то в зерновом балансе не сойдется. Юбилей прошел, ордена и медали получили, а там хоть трава не расти…
Следующий раздел, который затронул Мамытбеков в своем выступлении, - господдержка сельхозпроизводителей. “Кредиты на проведение весенне-полевых и уборочных работ в 2011 году получили порядка 1400 товаропроизводителей на общую сумму 14,4 млрд. тенге, что позволило засеять 2,8 млн. га”, - говорится в докладе министра. Но 2,8 млн. га - это менее 14 процентов из 25 млн. гектаров посевной площади. Чем тут хвастаться? Кстати, исходя из этого можно сделать вывод: государственную поддержку получили исключительно крупные товаропроизводители.

- Почему?
- Даже если разделить 2,8 млн. га на 1400 товаропроизводителей, получится, что у каждого, кому дали госкредит, порядка 2000 га земли. Это уже не мелкий фермер! У простого крестьянского хозяйства в наличии только 40-50 га. Разделим 14,4 млрд. тенге на 1400 товаропроизводителей, получается примерно 10 млн. тенге, или же 70 тысяч долларов на нос. Эти деньги государство выделило крупным сельхозформированиям, что, конечно, и неудивительно. У нас во всех сферах господдержка осуществляется по такому же принципу.

- А как вы оцениваете проект повышения экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота, о котором в том же докладе упоминал министр?
- Понятно, что если откармливать племенной скот, то можно добиться в этом направлении высоких результатов. Но у нас такого племенного скота нет. Значит, его надо закупать за рубежом. И здесь начинается несуразица: к примеру, для той же Акмолинской области покупали элитный племенной скот. Но оказалось, что названию “элитный” соответствует только 13 процентов купленного КРС - остальных нужно ставить на откорм­площадку и забивать. Это очень удобный механизм присвоения бюджетных средств, благодатная почва для откатов, распилов и так далее. Деньги выделяются, растаскиваются, а в остатке закупается скот, лишь небольшая часть которого соответствует параметрам, под которые изначально выделялись деньги. Потом, когда мы обещанного результата не получаем, нам начинают объяснять: мол, корма не те давали, скот не смог акклиматизироваться и т.д. Так что можно с уверенностью предположить, чем закончится очередной проект “повышения экспортного потенциала”…
Другим положительным фактором, по мнению Мамытбекова, является создание специальной транспортной компании при КТЖ по перевозке зерна. Для нее планируется закупить 5000 вагонов. Но это произойдет в будущем, зачем этим хвастать? Пока эти вагоны купят, у нас уже зерна не будет, которое нужно будет транспортировать. Будем чужое зерно ввозить, российское, к примеру. Или еще один пример. В Баканасе построили откормплощадку. Потратили на это 2-3 млн. долларов. Потом выясняется, что ее построили без очистных сооружений. Но ведь это животноводческий объект! Начали перестраивать - потратили еще 2 млн. долларов. А затем выяснилось, что нет скота, который можно было бы туда поставить. Появится скот - кормов не будет... То есть у нас в стране всем наплевать на сельское хозяйство и на фермеров. Главное - распилить деньги, которые выделяются на развитие АПК.
Есть в докладе министра совсем опасные вещи, которые преподносятся как эффективные меры. Он говорит: “Сейчас нами прорабатывается вопрос совершенствования законодательного регулирования вопросов рационального использования земель. В ведение министерства передан Республиканский центр агрохимической службы. Функцией этого центра будет являться обследование почв с определенной периодичностью с выдачей заключения о состоянии земель, которое будет являться основанием для изъятия земель у недобросовестных владельцев, которые допустили ухудшение плодородия”.
Допустим, я фермер. У меня есть 40 га земли, которые я засеиваю. Земля, естественно, истощается. И чтобы не потерять землю, фермер будет накачивать ее химикатами, и мы будем получать на стол далеко не чистую экологически продукцию. А если я, фермер, этого не стану делать и плодородие земли ухудшится, то надел у меня отберут. Эта абсурдная мера чревата социальными взрывами!

- Как бы вы в целом оценили деятельность Мамытбекова?
- Я не могу дать ему ни положительную, ни отрицательную оценку: ведь он работает всего лишь год. Многое из того, за что сегодня его критикуют, действительно досталось ему в наследство. На мой взгляд, Мамытбекова на эту должность назначили не случайно. Ведь самое слабое звено в деятельности Минсельхоза - компания “КазАгро”, через которую в основном и финансируются те сомнительные “инновации”, о которых мы с вами говорили. После ухода с поста министра Акылбека КУРИШБАЕВА Мамытбеков, заняв его кресло, по идее, должен сам себя защитить за свои проколы как на предыдущей должности главы “КазАгро”, так и нынешние. К примеру, за прошлогодние приписки объемов или за те объекты, которые он отобрал для финансирования и реализации, за нецелевое использование средств, о чем не раз говорил Счетный комитет…

- Если Мамытбекова снимут, то кого вы видите на его месте?
- Вопрос не в том, кто персонально соответствует этой должности, а в том, какую политику он будет реализовывать. Если это будет продолжение распилов и откатов, то кто бы ни был министром - ничего хорошего не ждите.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть