14050

Явный начальник и тайный советник

Как Сергей Кулагин с подчиненными госинспектора администрации президента вокруг пальца обвели

Дело было в феврале 2011-го. Государственный инспектор администрации главы государства Аскар ИДРИСОВ прибыл в Костанай, чтобы в числе прочих дел проверить, как выполнено указание о том, чтобы в акимате не работали люди пенсионного возраста. Акимат проверку выдержал. А каким способом - об этом рассказали вчера сотрудники облуправления экономики и бюджетного планирования. Они выступали в суде по уголовному делу в отношении своего бывшего начальника Марии ЩЕГЛОВОЙ, которая подозревается во взяточничестве: в сделке по приобретению местными властями здания для ЦОНа. Как известно, впоследствии эта сделка обернулась для его прямых и косвенных участников в скандальное “дело о ЦОНе”.

Напомним, защита подсудимой настаивала: на момент совершения преступления Щеглова не руководила управлением, а числилась в нем всего лишь советником (см. “Дорогие извинения”, “Время” от 11.4.2012 г.). Эта сенсационная новость вызвала большой скандал в коридорах костанайской власти. Напряглись и силовики: ведь следствие они вели в отношении начальника, в суд отправили дело на начальника, все представленные документы и свидетели говорили о Щегловой как о начальнике… И тут - на тебе! Участникам процесса предъявляют распоряжение тогдашнего акима Костанайской области Сергея КУЛАГИНА от 24 декабря 2010 года о расторжении трудового договора со Щегловой и приказ и.о. начальника управления о назначении ее советником. Мало того, защита акцентирует внимание суда на том, что кулагинское распоряжение зарегистрировано в специальном журнале и впоследствии не отменено.
Но главный фокус состоит в том, что в том же журнале зарегистрировано и другое распоряжение акима Кулагина - об освобождении Щегловой от занимаемой должнос­ти начальника управления экономики и бюджетного планирования, датированное… 23 мая 2011 года! И его тоже никто не отменял! Поэтому в минувший четверг наш астанинский корреспондент обратился за разъяснением к самому Кулагину.
- Значит, ситуация такова, - деловито сообщил сенатор и экс-аким. - Да, действительно по возрасту Щеглова была освобождена от занимаемой должности в декабре 2010 года и сразу была принята по контракту. Она доработала где-то полгода, пока не нашли нового человека и не случилось то, что случилось. Все здесь законно. Работать по контракту не возбраняется, там таких людей по конт­ракту человек 10-15 работает в аппарате. И потом, когда случилось то, что случилось, она была уволена.

Однако утверждения акима о законности его распоряжений всего лишь сутки спустя были поставлены под сомнение бывшими подчиненными Щегловой. Они прямо заявили в суде, что знали: декабрьское распоряжение акима - филькина грамота.
- В феврале 2011 года руководитель аппарата акима ТВЕРДОХЛЕБОВ приказал нам подготовить документы об увольнении Щегловой задним числом, - сообщила суду начальник административно-правового отдела управления экономики и бюджетного планирования обл­акимата Альмира ШАЙМЕРДЕНОВА. - Он сказал, что приехал госинспектор Идрисов, а так как акимат уже отчитался перед администрацией президента об увольнении пенсионеров, нужно все документы привести в соответствие. Мы говорили, что это незаконно, но нам ответили: все делается только для проверяющего. Твердохлебов показал нам распоряжение, подписанное акимом. Мы подготовили все необходимые документы, как будто бы Щеглова не работает, и представили их Идрисову. Но я была уверена, что они не имеют никакой силы.
- Вы понимали, что занимаетесь фальсификацией? - спросил адвокат Марии Щегловой Тахир БЕРДИМБЕТОВ.
- Да, конечно! - ответила свидетель Шаймерденова. - Но мы не могли ослушаться, это был приказ…
Аналогичные показания дала и замначальника управления экономики и бюджетного планирования Сауле ИСКЕНДИРОВА.

Прокурор предоставил суду целую кипу документов, полученных из аппарата акима области: журналы приказов, финансовые документы, различные акты и приказы, штатное расписание… Выяснилось, что, несмотря на назначение советником, М. Щеглова продолжала получать зарплату начальника управления и действовала как полноценный руководитель: подписывала всячес­кие документы, принимала кадровые решения. Все эти бумаги были приобщены к делу. Тем не менее защита подсудимой твердо стоит на своем: юридически Щеглова начальником не являлась, а значит, не может быть привлечена к той ответственности, которая уготована для госчиновника.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

P.S. Во время прений сторон гособвинитель Нурман ДАЙРАБАЕВ затребовал для подсудимой наказание в виде 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества и пяти лет лишения права занимать государственные должности. Речи защитников были прерваны, так как Щегловой стало плохо. Из зала суда ее увезла карета “скорой помощи”…

Поделиться
Класснуть