8655

Мёртвый сезон

Почему “Эйр Астана” так дорога чиновникам Минтранскома?

В казахстанской авиации вновь разразился скандал. Комитет гражданской авиации до сих пор не распределил маршруты, по которым могут летать казахстанские авиакомпании по летнему расписанию. Перевозчики не знают, куда они будут возить пассажиров уже после 1 мая этого года. Руководители крупнейших авиакомпаний страны заявили, что сезон летних перевозок 2012 года фактически сорван, и обратились к министру транспорта Аскару ЖУМАГАЛИЕВУ с открытым письмом, в котором обвинили авиационные власти Казахстана в лоббировании интересов “Эйр Астаны”.

Согласно международным нормам, весенне-летний период авиаперевозок во всем мире ежегодно начинается с 25 марта. Казахстан - не исключение. В предыдущие годы к этой дате Комитет гражданской авиации (КГА) Минтранскома всегда успевал проводить тендеры, после которых распределял, какая авиакомпания, откуда и куда будет летать весной и летом. Однако в этом году что-то пошло не по плану. Сначала конкурс на авиамаршруты был назначен на 16 марта 2012 года. Но уже через 4 дня его по каким-то причинам объявили несостоявшимся. Очередной тендер был назначен на 6 апреля. Он вроде бы прошел, но перевозчикам до сих пор не сообщили, кто победил, а кто проиграл.
Все это привело к тому, что казахстанские авиакомпании не могут начать реализацию билетов на даты позже 1 мая.
- Мы до сих пор не можем продать нашим пассажирам билеты на лето, - говорит Владимир ДЕНИСОВ, президент одной из авиа­компаний. - Перевозчики будут нести бешеные убытки. Пассажиры уже ищут другие варианты передвижения - поездом или с пересадками. А наши чиновники всё тендерами занимаются. Раньше они проводили конкурс в сентябре!
По словам г-на Денисова, даже если результаты тендера объявят в ближайшее время, авиакомпаниям очень тяжело будет открывать маршруты в экстренном порядке, особенно за рубеж. Ведь утвержденное расписание сначала необходимо согласовать с аэропортами, а затем всю документацию по рейсам нужно отправить в тот же КГА и Минтранском. По закону это нужно делать за 45 дней до начала перевозок.
- Получается, мы не сможем начать перевозки в мае, - говорит Денисов. - В лучшем случае начнем летать в июне. Можно считать, что навигация лета 2012 года сорвана.
“К такой напряженной ситуации на рынке авиаперевозок привели действия (бездействия) КГА РК, выразившиеся в необоснованной задержке проведения конкурса на распределение авиамаршрутов... - пишут авторы письма. - Вследствие чего ставится под удар вся отрасль гражданской авиации, подрывается доверие со стороны пассажиров...”

Также авиаторы обвинили КГА в лоббировании интересов “Эйр Астаны”. Они заявляют, что чиновники от авиации стараются “любыми путями выдавить все другие казахстанские авиакомпании, отдав приоритет только АО “Эйр Астана”. Ведь эта авиакомпания, утверждают авторы, “с момента ее создания пользуется показательной поддержкой со стороны государственных органов”.
Дамир БАЙМУРУНОВ, гендиректор одной из казахстанских авиакомпаний, заявляет: тогда как другие перевозчики не могут продавать билеты с датой вылета после 1 мая, “Эйр Астана” почему-то преспокойно реализует свои билеты и на весну, и на лето, и даже на осень. Отсюда вопрос: откуда у руководства “Эйр Астаны” такая уверенность, что авиакомпания выиграет тендеры на те маршруты, на которые продает билеты?  
- “Эйр Астана” как единовластный лидер побеждает, и у них нет опасений, - говорит Владимир Денисов. - На одном из предыдущих тендеров наша авиакомпания, например, потеряла сразу 14 маршрутов! Есть тревога, что и сейчас часть маршрутов передадут национальному перевозчику. Тут не признают компромиссов.
- Сам конкурс на авиамаршруты себя уже давно изжил, - считает гендиректор еще одной авиакомпании Владимир КУРОПАТЕНКО. - Если мы говорим о свободе рынка, то не надо ограничивать те компании, которые могут выполнять рейсы. Альтернативу надо создавать. А пока на конкурсах получается игра в одни ворота. Одна авиакомпания раскатывает рейсы, а когда приходит “Эйр Астана”, маршруты отдают ей. И конкурировать с “Эйр Астаной” на тендерах невозможно.

Авиаторы недвусмысленно намекают, почему чиновники так любят национального перевозчика: мол, посмотрите, кто входит в совет директоров “Эйр Астаны”, и все будет понятно. Открываем официальный веб-сайт перевозчика. Там сказано БАЙДАУЛЕТОВ Н.Т. - председатель совета директоров. По совместительству управляющий директор АО “Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”. БЕКТУРОВ А. Г.
- член совета директоров. По совместительству - вице-министр транспорта и коммуникаций. Выходит, госорганы не могут не заботиться о благополучии “полугосударственной” авиакомпании. И это при том, как пишут авторы письма, что “Эйр Астана” за 10 лет своей успешной деятельности не приобрела в собственность ни одного воздушного судна”.
Откровенно говоря, мы удивились дерзости руководителей авиакомпаний, которые пошли на открытое противостояние с авиационными властями.
- Вы не боитесь мести чиновников за свое открытое письмо? Не случится ли так, что после этого вы вообще не получите никаких маршрутов? - поинтересовались мы у Дамира Баймурунова.
- А чего бояться? У нас же не бандитская страна. Не будем возмущаться, все останется как прежде...

Мы решили выяснить в КГА, почему чиновники так сильно затянули с тендером. Однако зампред комитета Талгат ЛАСТАЕВ не стал отвечать на наши вопросы, порекомендовав обратиться в пресс-службу Минтранс­кома. В свою очередь там нас попросили написать официальный запрос, что мы и сделали.

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Когда номер был готов к печати

Мы получили комментарий из отдела по связям с общественностью “Эйр Астаны”.
В нем сообщается, что национальный перевозчик тоже выступает за скорейшее решение вопроса о тендере, “поскольку его дальнейший перенос приведет к невозможности открытия запланированных маршрутов и простою экипажей и самолетов”.
На вопрос, почему в “Эйр Астане” открыта продажа билетов на рейсы, вылетающие после 1 мая, нам сообщили: “Авиакомпания продает авиабилеты на те маршруты, на которые продлены разрешения (хотя результаты тендера до сих пор не объявлены. - Ред.). Продажа билетов на новые маршруты будет открыта только после получения сертификата”.
Что касается утверждения о лоббировании интересов “Эйр Астаны”, нам сообщают: “В результате открытых рабочих совещаний, проводимых Минтранскомом с участием всех авиакомпаний Казахстана, частота рейсов на всех внутренних воздушных линиях была увеличена на 130% по сравнению с 2011 годом”. Также, говорят в “Эйр Астане”, было принято решение, что на каждый авиа­маршрут внутри страны теперь будут назначать до трех авиакомпаний. “Таким образом, в Казахстане обеспечиваются условия для развития других авиаперевозчиков”, - уверяет PR-служба.

Поделиться
Класснуть