11007

Амиржан КОСАНОВ: Я разочарован в некоторых персонажах

Казахстанские протестные акции, по российскому шаблону громко названные “митингами несогласных”, продолжают проходить каждую последнюю субботу месяца. Однако динамика посещаемости мероприятий - со знаком минус. Оппозиция, лидеры которой получили свои 15 суток за выходы на площадь, отошла за баррикады. После субботнего митинга генеральный секретарь ОСДП “Азат” Амиржан КОСАНОВ (на снимке) на своей страничке в социальной сети написал программу-минимум для оппонентов власти. Мы решили продолжить диалог на страницах газеты и поговорили с оппозиционным политиком. О разочаровании, фрондерских настроениях, расколе в партии и необходимости переформатирования работы оппозиции.

- Амиржан, по результатам очередного “митинга несогласных” в Алматы вы написали на Facebook, что необходима консолидация, но оппозиционные лидеры сами перестали появляться на акциях протеста.
- Первый митинг в Алматы у памятника Абаю организовала наша партия. Но потом мы были отключены от процесса подготовки на целый месяц по причине двукратной отсидки. И за это время родилась группа несогласных в соцсетях, которая и взялась за последующие митинги. За два месяца мы понесли по нарастающей сразу три наказания: штраф и два срока по 15 суток. И накануне прошлого митинга юристы нас предупредили, что против нашей партии могут быть применены санкции, если ее лидеры примут участие в неразрешенном мероприятии, по примеру приостановки деятельности КПК. Посоветовавшись с коллегами, мы решили в этот раз не идти на митинг, так как нельзя давать повод власти для расправы с целой организацией. Только и всего.

- В Кыргызстане шутили, что в Бишкеке бывшие работники закрытых там казино протестовали активнее, нежели наши несогласные выходят на политически мотивированные акции протеста.
- Тому, на мой взгляд, несколько причин. Во-первых, власть тоже не дремлет. Тотальная пропаганда своих псевдодостижений в подконтрольных СМИ, нагнетание страха перед так называемыми “оранжевыми революциями”, односторонняя дискредитация оппозиции все же дают свои результаты. Во-вторых, недорабатываем мы сами, оппозиция. Одни только голые призывы прийти на митинг недостаточны. В-третьих, в обществе еще есть политически иждивенческие настроения: мол, я посижу дома, пусть другие ходят на митинг.

- Согласно закону политическая партия должна иметь не менее 50000 членов. Даже пятая часть этих людей могла бы составить критическую массу для любого митинга. Где эти люди?
- Знаете, все не совсем просто. Есть активные члены партии, есть и пассивные. И это нормальное явление. А довольные существующими порядками люди в оппозиционную партию не вступают! Главный показатель степени поддержки любой партии в обществе - это выборы. Если в каждом избиркоме будут представители оппозиции - посмотрим, сколько процентов возьмет “Нур Отан”.

- Ни после событий в Жанаозене, ни после нападений на журналистов не было какой-то мощной волны народного недовольства. Кажется, в последний раз такая эмоциональная консолидация была реакцией на смерть Алтынбека САРСЕНБАЕВА. Как вы думаете, для большинства казахстанцев ничего возмутительного не происходит?
- Митинги идут в умах и сердцах. И если не будут решаться вопросы, обсуждаемые гражданами на кухнях, то эти митинги плавно перейдут и на площади. Мне кажется, что наша власть этого не понимает! Тем хуже для нее самой!

- Вы писали, что в демократии не может быть монополии. Это завуалированное обращение к кому-то конкретно?
- Оппозиция - это тоже живой организм, состоящий из множества участников и лозунгов. У нас тоже должна быть своя внутренняя демократия. Не понимаю некоторых коллег, которые чересчур безапелляционны и, не обсудив предварительно тот или иной вопрос с остальными, начинают вещать от имени всей оппозиции. Я это имел в виду.

- У вас есть план оптимизации работы оппозиции?
- Наверное, будет нескромно, если скажу, что у меня готов некий план. Не только я, но весь мир сейчас в поиске. Я в эти дни думаю, как перестроить нашу работу, ведь старые методы ушли в прошлое. Понятно, что нужны новации, возможно, нужна оппозиция нового типа. Поверьте, у всех у нас есть общее понимание того, что кризис не только в обществе и власти! Ибо сама оппозиция - плоть от плоти общества. И, надо признать, несмотря на определенную поддержку среди народа, мы тоже переживаем кризис. Не смогли консолидироваться во время парламентских выборов, снова позволили украсть победу, да и на митинг в полуторамиллионном городе пришло не более трех тысяч человек, какие-то разговоры ходят о расколе - чем не кризис?
Что касается первичных предложений... Нужен серьезный и обстоятельный разговор о дальнейшей судьбе оппозиции в обществе и в первую очередь в… самой оппозиции. Предлагаю такой разговор начать. Нужны новые лица, особенно молодежь, которая уже отходит от аполитичности и активно включается в политическую жизнь!
Но весь этот мой критический настрой в отношении дел в оппозиции вовсе не значит, что я разочарован. Да, каюсь, я разочарован в некоторых персонажах, но в самой идее оппонирования власти - нет. Наоборот, только сильная и самодостаточная сила может себя критиковать и делать адекватные выводы.

- Еще раз вас процитирую: “Нужны не свадебные, пардон, митинговые генералы, а реально работающие и отвечающие за свою работу политические менеджеры”.
- Говоря о генералах и менеджерах, я имел в виду то, что политическая работа - это не только хороший доклад или хлесткое выступление на очередном форуме, а это в первую очередь каждодневная кропотливая работа, требующая не только оппозиционной принципиальности (ее у нас хоть отбавляй!), но и высокого профессионализма и компетентности.

- Вокруг много разговоров о расколе в партии. Говорят даже, что вы не сидите уже вместе с ТУЯКБАЕМ и он с частью аппарата переехал в другой офис.
- Я всегда выступал за реальное организационное объединение оппозиции. Ради этого наступал на горло собственной песне и амбициям. Единая ОСДП “Азат” - наше общее детище! Наверное, есть кто-то, кто хотел бы раскола в нашей партии. В сети очень много разговоров о том, кто какую должность может занять. А я всем советую посмотреть на ситуацию глазами рядового члена нашей партии, который поверил в идею объединения не с точки зрения, кто председатель или нет, а с позиции усиления единой партии! Не потерять доверие этого партийца - для меня сейчас самое ценное!

- Так все-таки раскол?
- Судя по интенсивности разговоров, кто-то, наверное, хочет расколоть. Есть желание некоторых уйти от объединительных принципов, а раскола нет.

Комментарий в тему

Мы обратились за комментариями к лидеру ОСДП Жармахану ТУЯКБАЮ (на снимке). Он сообщил, что юридически сейчас существуют две отдельные партии. Судьба “Азата” при этом вызывает множество вопросов...

- Правда, что вы переехали из алматинского офиса вместе с аппаратом?
- Нет, тут чисто финансовый вопрос, цены высокие, мы этот офис сдали. Слишком дорого.

- Все переехали? Косанов с АБИЛОВЫМ тоже?
- Пока не все. Сейчас пока в процессе переезда.

- В партии - раскол?
- Кто такие слухи пускает?

- Это слухи? Вы продолжаете работать в объединенном варианте?
- Мы вернулись к старым уставам. Есть ОСДП, и есть “Азат”. Вот такая тупиковая ситуация. Нам ничего не осталось, кроме того, что вернуться к старому уставу.

Зарина АХМАТОВА, Алматы, e-mail: zarina@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

Поделиться
Класснуть