11649

Не помнящие родства

Как чиновники “выполняют” государственных планов громадьё

Алматинец Андрей ДОМНИН из 42 лет своей жизни 14 провел в местах лишения свободы. Первый срок схлопотал еще по малолетке за пресловутый гоп-стоп - уличный грабеж. Отсидев два года, на свободе погулял всего несколько месяцев и восемнадцатилетним мальчишкой загремел за решетку по новой - за вооруженный разбой. На этот раз Андрею отмерили 12 лет, которые он отсидел от звонка до звонка. Под условно-досрочное освобождение он не попадал, поскольку поначалу, говоря тюремным сленгом, “шел по отрицаловке” - отказывался выполнять требования администрации учреждения, где отбывал наказание.
И все же Домнин сумел выйти из лагеря другим человеком - помогла религия. Женат. Воспитывает ребенка. Имеет свой маленький бизнес: сколотил бригаду строителей, занимается сантехническими работами. Регулярно со всей семьей ходит в протестантскую церковь. Словом, Андрей - один из тех немногих, кому удалось остановиться и не скатиться дальше вниз по наклонной. О нем как о редком исключении мне рассказали в общественном фонде “Үміт үйi”. Он, как никто другой, понимает, что такое везение выпадает далеко не всем.

…В Алматинской области вот уже третий год группа энтузиастов пытается запустить социальный проект по созданию центра реабилитации и адаптации к условиям нормальной жизни несовершеннолетних преступников. В 2010 году одной из активисток этого движения директору общественного фонда “Yмiт үйi” Асель АКИМЕЕВОЙ удалось получить на это дело нешуточный иностранный грант. Одна заокеанская благотворительная общественная организация готова была предоставить на совершенно безвозмездной основе 203 миллиона долларов. На эти деньги можно было бы создать не один, а с десяток реабилитационных центров в разных уголках республики. Условие инвесторов одно - государственная заинтересованность в осуществлении данного проекта в Казахстане. И вот тут организаторы проекта и столкнулись с необъяснимым парадоксом. С одной стороны, всем вроде бы понятно, что если не протянуть руку помощи таким детям и подросткам, у большинства из них будет в жизни одна дорога - за решетку. А с другой - помочь этим ребятам удержаться в жизненном круговороте на плаву отказываются даже те, кому это ровным счетом ничего не будет стоить. Более того - те, кому помогать в таких случаях положено по долгу службы.

Все началось с того, что Министерство финансов отказалось предоставлять государственные гарантии по этому гранту. Еще раз отмечу - выделяемый американцами кредит был изначально безвозмездным и невозвратным. Наш Минфин должен был лишь гарантировать, что будет контролировать его использование по назначению - другими словами, что не даст растранжирить деньги и обеспечит их целевое использование. Вроде бы дать такую гарантию - сущая формальность. Но в Минфине, кажется, даже не поняли, что выделяемые американцами средства изначально дармовые - только бы реабилитационные центры были построены и начали работать. В общем, в выдаче государственной гарантии был получен отказ за подписью вице-министра Руслана ДАЛЕНОВА. Проект чиновникам Минфина показался неактуальным. Завернули его и в других ведомствах. Американцев устроила бы даже гарантия представителей крупного бизнеса. Но и здесь они наткнулись на сплошную стену непонимания. Несколько крупных отечественных компаний отказались идти навстречу фонду. Прождав впустую целый год, американские инвесторы, понедоумевав по поводу нашей странной действительности, в конце концов пустили деньги на социальные проекты в других странах.

Несмотря на неудачу, в общественном фонде “Yмiт үйi” затею не оставили. Асель Акимеева нашла спонсоров, заложила свою квартиру и, купив в Капшагае небольшой домик с 25 сотками земли, запустила в этом городке пилотный проект социальной реабилитации для 20 молодых людей, вернувшихся из мест не столь отдаленных. Сделано это было с таким расчетом, чтобы впоследствии все-таки открыть здесь же, в Капшагае, детский реабилитационный центр. Для начала мест на 200. Естественно, все это под контролем комитета уголовно-исправительной системы и органов внутренних дел. Энтузиасты обратились за содействием в акимат с просьбой предоставить участок земли. По логике вещей, с учетом социальной актуальности проекта власти должны были выделить землю бесплатно. Но при одном только упоминании о бесплатности наши чиновники заметно скучают. Поэтому хоть и выделили целых 12 гектаров бывшей пашни километрах в десяти от городской жилой зоны, но… попросили у фонда “Yмiт үйi” за этот участок 19 миллионов 320 тысяч тенге (по нынешнему курсу что-то около 130 тысяч долларов). На дороге такие деньги, понятное дело, не валяются - особенно с учетом, что проект создания реабилитационного центра для неблагополучных подростков ну абсолютно не коммерческий. Представители фонда попытались договориться о том, чтобы деньги за землю можно было выплатить в рассрочку, за несколько лет. Но им отказали, поставив условие: вся сумма должна быть отдана в течение года. Когда фонд в назначенные сроки не уложился, власти заявили: на этот участок уже имеется претендент, который за ценой не постоит - вроде в этом месте - казахстанском Лас-Вегасе - собираются построить то ли завод, то ли очередное казино… В общем, с точки зрения доходности куда более перспективное предприятие, нежели какой-то там реабилитационный центр…

Сейчас общественный фонд “Yмiт үйi” судится с акиматом Капшагая за права на этот участок земли. В первой судебной инстанции победа осталась за чиновниками, что, в общем-то, неудивительно. А что же областные власти? Аким региона Ансар МУСАХАНОВ - хотя он полностью в курсе событий - предпочитает не вмешиваться, оставаясь сторонним наблюдателем. Как, впрочем, и областная прокуратура.
Смешно и нелепо выглядит все это на фоне официально декларируемого с высоких трибун курса на гуманизацию правоохранительной системы. Скажем, программой профилактики правонарушений в РК, подписанной в декабре 2010 года премьер-министром Каримом МАСИМОВЫМ, запланировано создание государством совместно с неправительственными организациями центров для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Еще раньше (в 2007 году) правительством утвержден план мероприятий, в котором акиматам всех уровней и всем остальным заинтересованным ведомствам предписывается содействовать достойному обустройству на свободе молодых людей, вернувшихся из мест лишения свободы, чтобы не допустить рецидива.
Вот только фонду “Yмiт үйi”, который из кожи вон лезет, чтобы оступившимся в жизни пацанам и девчонкам не дать увязнуть в криминальном болоте, от всех этих программ и планов ни холодно ни жарко.
Лучше кого бы то ни было это понимает теперь уже взрослый мужик Андрей Домнин - бывший малолетка-рецидивист, которому посчастливилось выкарабкаться из глубокого кювета и вырулить на правильную дорогу. Он так прямо и говорит - второй судимости у него могло бы не быть, протяни ему тогда руку не сомнительные дружки из подворотни, а родное государство. Вот только оно - как тот Иван - родства не помнит…

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

Поделиться
Класснуть