13055

Министр финансов - мажилисменам: Разберитесь с долгами!

Вчера депутаты мажилиса на правительственном часе всячески испытывали терпение министра финансов Болата ЖАМИШЕВА (на снимке). Они пытались взять главу Минфина на понт, язвили, задавали одни и те же вопросы, но все напрасно. Превратить “героя дня” в мальчика для битья не получилось. Более того, Жамишев сам выставил кое-кого из парламентариев в невыгодном свете.

Болат Жамишев был предельно точен и информативен.
По данным главы Минфина, валовой внешний долг Казахстана на 1 января этого года составлял 123,8 млрд. долларов, или почти 67 процентов к ВВП. При этом государственный долг оценивался в 5 млрд. долларов, долг квазигосударственного сектора - в 21 млрд., долги частных банков - 8 млрд., и, наконец, задолженность корпоративного сектора - 90 млрд. долларов. При этом министр обратил внимание на большой долг квазигосударственного сектора, в том числе фонда национального благосостояния “Самрук-Казына”, Банка развития Казахстана (БРК), нацкомпании “КазАгро”.
- Срезайте им заработную плату тогда! Они жируют! Получают нормальную зарплату, в то же время в долгах как в шелках! Куда вы смотрите? - первым возмутился депутат Мухтар ТИНИКЕЕВ.
- Деятельность нацкомпаний должна базироваться только на привлечении займов, их капитальные вложения не должны осуществляться за счет бюджета. Иначе это бы означало, что государство само будет их развивать или вообще не будет обеспечивать реализацию инвестиционных проектов, - сухо парировал г-н Жамишев.
Депутат Жексенбай ДУЙСЕБАЕВ запальчиво заявил: по его данным, если разделить валовой внешний долг на численность населения, то каждый казахстанец должен иностранцам 7700 долларов! Его коллега Куаныш СУЛТАНОВ в этой связи отметил: такие цифры не красят государство.

Жамишев спустил мажилисменов с небес железобетонным аргументом:
- Это абсолютно неправильное понимание ситуации! Наша рыночная экономика базируется на частном секторе, мы не устанавливаем ограничений на заимствования из-за рубежа. Правительство не отвечает за долги негосударственных предприятий. Тем более что из 90 млрд. долгов 60 млрд. - это межфирменная задолженность, это экономические отношения материнской компании с ее “дочкой”. Я вот часто слышу, как путают терминологию. Если кому-либо непонятна терминология, то надо просто вникнуть, что есть долг государственный, квазигосударственный и корпоративный.
По мнению министра, депутаты задают наивные вопросы. Один из наиболее популярных звучит так: если в казахстанских финансовых закромах - Нацфонде и пенсионных фондах - хранятся миллиарды долларов, почему мы продолжаем занимать за рубежом?
- Конечно, есть альтернатива - трансферты из Нацфонда. Но в этом случае мы снижаем значение сберегательной функции этого важного резерва государства, - пояснил глава Минфина. - Сегодня мы стоим на 12-м месте в мире по величине госдолга. Это очень высокая позиция. Мы будем поддерживать госдолг в благоприятные годы на низком уровне, с тем чтобы у нас была возможность привлечь деньги для исполнения всех обязательств государства в неблагоприятные годы.
Однако мажилисмены не унимались.
- Самое интересное, что Казахстан должен “островам”. А что это за задолженности? Бермудским островам мы должны огромную сумму, острову Гримсей - 32 миллиона долларов, Каймановым и Сейшельским островам - более 300 миллионов долларов! - едва не сорвался на крик Нуртай САБИЛЬЯНОВ.
- На сегодняшний день все, кто занимает деньги за рубежом, занимают у финансовых институтов. Часть из них может быть зарегистрирована в офшорных зонах, в том числе и на островах. Речь идет о страновой структуре заимствования, - спокойно ответил министр финансов.

Тогда парламентарии зашли с другого “фланга”, спросив, кто и сколько должен нашей стране.
- Сейчас есть неурегулированные отношения, возникшие при обретении Казахстаном независимости, с Республикой Беларусь: белорусы считают, что мы им должны, мы считаем, что они нам должны. От того, какой курс брать в расчет, зависит то, кто кому должен. Также не урегулированы отношения с Туркменией. Есть еще долг Грузии перед нами на уровне 20 миллионов долларов. Но в настоящее время она перестала исполнять эти обязательства, ссылаясь на решение Парижского клуба... И это сейчас в процессе обсуждения, - ответил Жамишев.
Депутаты поначалу записывались было в очередь с вопросами к министру финансов, но, поняв, что Жамишева ничем не прошибешь, оставили свои попытки.
- Поверьте, у меня к вам нет предвзятого отношения. Но я не могу молчать. Если бы здесь стоял министр здравоохранения, он бы точно так же уличил депутатов в незнании медицинских тонкостей.
- А мне не надо понимать в совершенстве то, в чем вы ас! - выпалил напоследок Мухтар Тиникеев. - Нет радости от 12-го места в рейтинге со 123 миллиардами долларов долга на 16 миллионов казахстанцев. Есть страны, население которых намного больше, чем в Казахстане, но они занимают более скромные позиции.
- Придумали свою терминологию, ввели понятие “квазигосударственный сектор” и решили, что этот долг не относится к государству. Вот посмотрите Интернет: что такое госдолг? Это долг бюджета и долг госпредприятий - и всё! - подхватил тему Мурат АБЕНОВ. - Никакого квазигосударственного сектора там не предусмотрено! А мы еще программу “Народное IPO” не ввели, а уже загоняем людей в риски. Ведь наши нацкомпании берут внешние долги, и в будущем доходность IPO стоит под серьезным риском!
На этом депутатский запал иссяк.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть