7224

Активисты ОНК: хотим в тюрьму!

Общественные наблюдательные комиссии по правам человека в тюрьмах и СИЗО (ОНК) могут свернуть свою деятельность, если власти не предоставят им свободного доступа в исправительные учреждения, заявил на пресс-конференции в Астане в минувший понедельник председатель совета ОО “Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности”, известный правозащитник Евгений ЖОВТИС (на снимке), оглашая обращение руководству МВД, в ведении которого находится пенитенциарная система.

Под обращением подписались представители 19 международных и казахстанских правозащитных организаций.
Их требования достаточно ультимативны.
- Ликвидировать во всех исправительных учреждениях Казахстана советы правопорядка, принудительные маршировки и строевые песни, принудительный неоплачиваемый труд как прак­тику, основанную на нарушении прав заключенных. Разрешить ОНК, членам коалиции плановый и внеплановый доступ в исправительные учреждения и следственные изоляторы страны, - заявила глава ОНК по Костанайской области Анастасия МИЛЛЕР.
С прошлого года правозащитникам запретили так называемый перекрестный мониторинг мест лишения свободы, при котором представители ОНК в какой-либо области проводят проверки учреждений УИС в другом регионе. В прошлом году благодаря такому мониторингу выявили пытки в одной из колоний Акмолинской области и привели на скамью подсудимых сотрудников УИС этого региона. Правозащитники требуют возродить такое “перекрестное” наблюдение.
- Если никакой реакции властей не будет, то мы рассмотрим вопрос о приостановлении деятельности всех наших сотрудников в ОНК! Наша главная задача - это доступ в исправительные учреждения, общественный контроль соблюдения прав заключенных. Если мы это делать не в состоянии, то о чем разговаривать? - сказал Евгений Жовтис. - Очень часто я слышу вопрос: почему столько внимания к преступникам, когда у людей на свободе огромное количество проблем? Но речь о том, что нормальное питание, нормальные условия жизни, отсутствие пыток, отсутствие унижения человеческого достоинства заключенных - все это в интересах всего общества! Эти люди не исчезнут после того, как закончится их срок наказания. И если они вернутся к нам более агрессивными, озлобленными и униженными, то мы получим менее безопасное общество!
В колонию, где я отбывал наказание (за ДТП со смертельным исходом. - Т. Г.), ОНК не пускали вообще. В конце концов нам удалось изнутри среагировать, и один из режимных сотрудников колонии был осужден на год лишения свободы за то, что в пьяном виде избивал осужденного дубинкой более двух часов. И, честно говоря, потому, что у меня были какое-то имя, авторитет и юридические знания, чтобы продавить уголовное преследование этого человека. А если бы меня там не было?..

Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана

Комментарий в тему

Калмуханбет КАСЫМОВ, министр внутренних дел:
- Неправительственных организаций тысячи, и многие освободившиеся оттуда (из мест заключения. - Т.Г.) записываются в НПО. Мы их (НПО. - Т.Г.) упорядочили, есть специальные списки, по которым допускают в закрытые учреждения. Мы разберемся по каждому случаю отказа в доступе.

Поделиться
Класснуть