Кто не работает, тот ест?
Можно ли взыскать с работодателя компенсацию за незаконное увольнение спустя несколько лет? Почему справедливые требования трудящихся в последнее время заканчиваются уголовным преследованием их лидеров? Какой прок от профсоюзов? На эти и другие вопросы наших читателей на “прямой линии” отвечает генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана Мурат МАШКЕНОВ (на снимке).
Галия ИМИНОВА, Алматы:
Правда ли, что недавно в Трудовой кодекс были внесены изменения, дающие дополнительные основания для увольнения работников по инициативе работодателей?
- Всего в Трудовой кодекс внесено 96 изменений и дополнений, которые были подписаны президентом 17 февраля 2012 года, а вступили в законную силу с 11 марта 2012 года.
Действительно, в статье 54 теперь к 18 ранее существовавшим основаниям для увольнения работника по инициативе работодателя добавились еще два. Например, появился пункт 17-1, согласно которому уволить работника можно за отказ от медицинского освидетельствования на предмет наркотического или алкогольного опьянения. Норма жесткая, значительно усиливающая права работодателей, но на производствах с тяжелыми и опасными условиями труда она оправданна. Другое дело, что увольнение по этому основанию должно сопровождаться составлением всех документов. И тут нарушений может быть масса.
Еще один пункт - 19-й - дает право уволить работника за участие в забастовке, которая признана незаконной на основании решения суда. Эта норма появилась в Трудовом кодексе не случайно, и, на мой взгляд, здесь прослеживается прямая связь с событиями в Западном Казахстане. С учетом того, что в последнее время забастовочные явления в стране нарастают, пункт 19-й так или иначе будет ущемлять работающих в праве на защиту своих интересов путем забастовки.
Кроме того, появились некоторые изменения в порядке рассмотрения коллективных споров. Сокращено время их рассмотрения с 33 до 29 дней с момента формирования требований коллектива до объявления им забастовки.
Ужесточены требования в порядке оформления трудовых договоров. После принятия в начале года закона о миграции теперь обе стороны договора должны указывать все свои реквизиты, вплоть до места прописки, а не только фамилию, имя и отчество. Такая мера оправданна, ведь нередко работодателем в трудовом договоре выступает лжепредприятие. Помимо этого теперь запрещено заключение трудового договора с лицами, не имеющими гражданства Республики Казахстан, если они ненадлежащим образом оформили свое пребывание в нашей стране и не имеют разрешения на трудовую деятельность. Ограничены права на трудоустройство в организации образования и культуры лиц, судимых за преступления против несовершеннолетних.
Сергей ЛОБАХ, Алматы:
Осенью прошлого года на очередном съезде “Нур Отана” президент сказал, что к 2015 году средняя пенсия по стране составит 60 процентов от продуктовой корзины. Зная ее стоимость, а она, кажется, равна 17 тысячам тенге, хочу узнать - неужели нас ждут тяжелые времена или сказанное президентом можно считать опиской клерков, готовивших ему речь? Мне уже как-то жалко своих 50 тысяч тенге...
- Скорее всего, это описка. Если вы заметили, доходы населения, живущего за счет государственного обеспечения, с каждым годом только растут. Хочу затронуть тему уравнивания пенсионного возраста для мужчин и женщин, которая в последнее время активно муссируется в обществе. Особенно странным мне кажется, что подобные инициативы высказывают чиновники. Решать проблемы пенсионеров за счет самих пенсионеров - это не выход из положения. Лучше бы в правительстве задумались, как стимулировать детородную часть населения к демографическим подвигам. Женщины, находящиеся в декретном отпуске до достижения ребенком трехлетнего возраста, не получают ни от работодателей, ни от государства никакой материальной помощи. То есть чем больше детей они рожают, тем больше нуждаются. А теперь еще есть попытки заставить женское население работать на пять лет дольше.
Редакция газеты “Время”:
Что ждет будущих пенсионеров в связи с идеей объединения всех пенсионных фондов в единый государственный и передачей его под управление иностранной компании?
- Я не оракул, предсказывать грядущее не могу. Но как потребитель и будущий пенсионер я заинтересован в двух вещах - сохранности своих накоплений и максимальном их приросте за счет инвестиционного дохода. Если исходить из того, что по статье 6 Закона “О пенсионном обеспечении” государство гарантирует сохранность пенсионных накоплений в пенсионных фондах, то обывателю, по идее, без разницы, будет их одиннадцать или один. Однако я знаю, что тема управления пенсионными накоплениями начинает политизироваться и обрастать новыми гипотезами, тем более что мы не дети и прекрасно знаем цену нашим чиновникам и иностранным инвесторам. Ни там, ни здесь я альтруистов не видел, мир погряз в алчности и накопительстве. Я считаю, что любое решение, тем более по вопросам пенсионного обеспечения, нужно принимать с привлечением широкой общественности. На сегодняшний день экономически активное население страны составляет свыше 8 миллионов человек, которые рано или поздно будут пенсионерами.
Что касается привлечения к управлению деньгами вкладчиков иностранной компании, это свидетельство явного недоверия к собственным управленцам, хотя я разделяю общественную позицию, что за ширмой иностранного управления торчат уши казахстанских чиновников.
Юлия, Уральск:
В Европе трудящиеся бастуют целыми корпорациями, парализуют работу авиа- и железнодорожных компаний и добиваются своих целей, у нас же знаменитая забастовка нефтяников закончилась уголовным преследованием их лидеров. Почему?
- В цивилизованных странах ни одна забастовка не проходит без попыток мирного урегулирования трудового конфликта. То есть акции протеста трудящихся являются крайней мерой. Назревание социальных конфликтов я сравниваю с живым организмом, в котором происходят скрытые болезнетворные процессы. И если вовремя не лечить легкое недомогание, оно превращается в приступ, вплоть до летального исхода. Так же и в обществе, особенно на фоне социальной несправедливости, незначительный нарыв превращается в серьезную проблему. Независимо от того, большой или маленький трудовой коллектив, признаки нестабильности всегда одинаковые, и они нуждаются в профилактической помощи. Если в Европе за трудовыми коллективами стоят сильные профсоюзы, то у нас защитой прав тех же нефтяников стали заниматься случайные люди, имеющие только ораторские навыки. Вклинившись в коллектив в эйфории митинговой демократии, эти люди привели массы в тупик. Заметьте, действующий в Западном Казахстане профсоюз работников нефтяной и газовой отрасли, входящий в состав Федерации профсоюзов, ни разу не подал голоса в защиту трудящихся. Люди нашли выход в том, чтобы довериться кому-нибудь.
Где все это время был профсоюз? Ни ему, ни другим структурным подразделениям Федерации профсоюзов в регионах некогда решать общественные задачи по защите прав человека труда. Дело в том, что структура федерации сегодня построена таким образом, что руководители в регионах одновременно возглавляют коммерческие ТОО по управлению имуществом. Они научились зарабатывать деньги, поэтому у них отсутствует и мотивация к выполнению своих прямых обязанностей.
Сауле, Алматы:
В 2008 году у меня случилось сразу два несчастья - скончалась моя мама и я, мать-одиночка, воспитывающая двух детей, осталась без работы. Я работала на одном из телеканалов и попала под сокращение. Вместе со мной были уволены еще около 50 человек. Но я не могу назвать свое сокращение иначе, как увольнение, поскольку нас отправили в свободное плавание, не компенсировав даже отпуск. 4 года я билась за выплату причитающихся мне денег, но ничего не добилась. А в инспекции по охране труда мне вообще недавно заявили - мадам, вы опоздали что-то требовать. Есть ли у меня шансы и куда обращаться?
- Вам нужно обратиться в суд о восстановлении срока, приложив к заявлению все обращения, которые остались без ответа. Если вы будете судиться за взыскание причитающихся вам при увольнении выплат, вы будете освобождены от уплаты госпошлины. Чтобы суд прошел успешно, приложите к заявлению документы, подтверждающие, что сокращение штатной численности в вашей организации было формальным. Если таких документов у вас нет, суду будет достаточно свидетельских показаний. Если ситуация обстоит именно так, как вы говорите, то вы вполне можете взыскать с бывшего работодателя упущенную выгоду за тот срок с момента увольнения, который установит суд, моральный вред, а также компенсацию за неиспользованные дни отпуска.
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

