10873

Эпоха диких частников заканчивается

До каких пор алматинские автобусы будут сродни американским горкам? До каких пор горожане и гости Алматы будут терпеть хамство водителей общественного транспорта? Когда завершится строительство новых двух станций метрополитена? На эти и многие другие вопросы наших читателей на “прямой линии” отвечает начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Владимир МЕРЕНКОВ (на снимке).

Вопрос от газеты “Время”:
- Владимир Петрович, львиная доля наших читателей, позвонивших на “прямую линию”, возмущается ситуацией с общественным транспортом города: водители матерятся, хамят, не соблюдают правила дорожного движения, устраивают гонки, автобусы грязные, старые, вонючие. Мы решили объединить все эти вопросы и спросить у вас: доколе?
- Мы создали первый муниципальный автопарк, в адрес которого практически не поступает никаких жалоб. Сейчас мы создаем второй муниципальный парк и надеемся запустить его к началу следующего года. Уже выделены необходимые средства из бюджета, проводится подбор коллектива. Далее - с октября этого года мы начнем получать новые троллейбусы - 200 единиц. Они будут постепенно вытеснять автобусы, которые не соответствуют нашим требованиям по экологии и техническому состоянию. В этом году на принципах государственно-частного партнерства мы создаем еще один автопарк, в котором будут работать 200 автобусов на газе. Они будут обслуживать окраины города. Имея такой большой автопарк плюс метро, мы сможем обслуживать почти 60 процентов городских перевозок. Нужно ли нам такое количество перевозчиков, которых сегодня 124? Конечно, нет. Мелких перевозчиков, за которыми трудно следить и контролировать, будем укрупнять. Мы уже выдвинули это требование перевозчикам. Планируем, что в будущем перевозками будут заниматься всего 4-5 компаний. Очень многие возмущаются уровнем подготовки водителей. Сегодня частные предприятия принимают водителей не глядя, главное, чтобы была определенная категория в водительских правах. Поэтому мы сейчас создаем колледж, где будут готовить водителей общественного транспорта. Теперь что касается ближайшего будущего. Мы уже расторгли договор с семью перевозчиками и на этой неделе расторгнем еще с двумя. Мы создали в Алматы центральную диспетчерскую службу, которая отслеживает движение всех автобусов. Пока ограничиваемся предупреждениями, но вскоре будем наказывать расторжением договора за нарушения.

Галия ТОБАТАЕВА, Алматы:
Согласно нашему мониторингу, ни один автопарк не соблюдает статью 27 о преимуществах для отдельных категорий, в частности инвалидов, во время перевозок транспортом общего пользования (отведение специальных мест в передней части автобуса), кроме коммунального автопарка. Более того, нет даже табличек или вывесок, сиденья для инвалидов в муниципальных автобусах давно уже сломаны и не ремонтируются. Инвалидов первой группы по зрению продолжают третировать кондукторы автобусов, высаживая за неуплату. На ссылку, что бесплатный проезд “виртуально” утвержден акиматом, в ответ следует: данной категории в списках льготников нет! По какой причине инвалидам Алматы отказано в льготном проезде в отличие от других регионов и чем инвалиды Алматы отличаются от инвалидов других городов, в том числе от астанчан?
- Сообщите нам номера маршрутов и номера автобусов, где есть эти нарушения. Таких водителей и кондукторов мы уволим без всяких разговоров. Что касается льготного проезда, то вам необходимо обратиться в отдел соцзащиты, чтобы они инициировали перед маслихатом вопрос о включении инвалидов по зрению в перечень льготников.

- На перекрестке Саина - Толе би существовали два маршрута: один с поворотом на Ауэзова, другой - на Гагарина, и оба они упразднены. Будете ли вы принимать какие-либо меры для решения этой проблемы?
- В прошлом году была закончена разработка проекта по оптимизации маршрутной сети Алматы. Исторически у нас сложилось так, что есть маршруты длиной чуть ли не 50 километров. Это ненормально. Оптимальная длина маршрута - до 20 километров. Мы уже некоторые маршруты оптимизировали, а с этого месяца начнем оптимизацию маршрутов по магистральным улицам. Некоторые маршруты будут сокращены, другие - разделены с той целью, чтобы не было дубляжа, гонок и простоя автобусов на остановках. Идея такова: будут магистральные маршруты, а к ним - подвозные. Конечно, это вызовет нарекания жителей, которые уверены, что это приведет к удорожанию проезда. Но мы предлагаем простое решение - проездные билеты. С их помощью можно ездить как на электротранспорте, так и на автобусах, а со временем и на метро. То есть будет единый платежный документ. Это будет электронная карточка. Сегодня по гранту ЕБРР разрабатывается проект по внедрению электронного билетирования в Алматы. И они готовы профинансировать сам процесс.

Мурат БИСОПАНОВ, Алматы:
Планируется ли в ближайшее время реконструкция автомобильной развязки на пересечении пр. Райымбека и улицы Пушкина? Это какой-то кошмар для водителей, а не развязка!
- Реконструкции данной развязки не предусмотрено. Скорее всего, будет построена еще одна развязка на Райымбека - Жангильдина.

Виктор, Алматы:
В мегаполисах, имеющих проблемы с трафиком, избавляются от троллейбусов, поскольку они очень сильно задерживают движение. У нас наоборот - троллейбусный парк развивается. Для чего?
- Троллейбусы - самый экологически чистый вид транспорта. Даже у газовых баллонов есть какие-то выбросы, а у электротранспорта - нет. По нашим планам именно этот вид транспорта (троллейбусы, метро, ЛРТ) должен перевозить больше всего пассажиров.

- Почему не вводят одностороннее движение на центральных улицах?
- Этот вопрос - прерогатива УДП. Мы только участвуем в обсуждениях как специалисты. Введение одностороннего движения не панацея. К примеру, прорабатывался вопрос об организации одностороннего движения на улицах Жандосова и Сатпаева. После детальной проработки мы пришли к выводу, что в настоящее время без кардинальных мер, таких как пробивка мелких улиц, которые бы соединяли Жандосова и Сатпаева с верхней частью города, никакой пользы не будет. Поэтому решили принять другие меры, к примеру, на днях был объявлен тендер на организацию парковочных мест. Мы планируем запретить стоянку машин на центральных улицах - пр. Достык, Абая, ул. Тимирязева, Жандосова и т. д. Парковаться можно будет только на второстепенных улицах и платных стоянках. Кроме того, все владельцы торговых и развлекательных заведений будут обязаны организовать либо подземные паркинги, либо наземные парковки за счет своей территории.

Наталья ЗОТОВА, Алматы:
Когда будет закончена вторая очередь первой линии метрополитена? На каких улицах будут расположены новые станции? Когда начнут перекрывать дороги в связи со строительством станций, где и на какой срок? Будет ли повышена стоимость проезда в метро? Если да, то когда и на сколько?
- Вторая очередь первой линии у нас разбита на несколько пусковых комплексов: будут строиться по 2-3 станции в западном направлении до микрорайона “Калкаман”. Мы сейчас прилагаем все усилия, чтобы к концу 2013 года построить следующие две станции - “Москва” и “Сайран”. Пока остается открытым вопрос о строительстве в северном направлении до вокзала Алматы I. ТЭО уже есть, но необходимо решить вопрос с выделением средств на строительство. Мы хотим привлечь частные инвестиции. Тогда у нас получится полноценная ветка метро - от Алматы I до “Калкамана”. Перекрытие проспекта Абая в связи со строительством станций планируется после того, как будут построены объездные дороги. Этот процесс проходит медленно из-за изъятия земельных участков - много времени отнимают судебные разбирательства. Стоимость проезда ни в метро, ни в наземном пассажирском транспорте в ближайшие три года повышаться не будет!

Азиз МАМИРОВ, Алматы:
Когда будут включать в проекты улиц велосипедные дорожки и есть ли в акимате осознанный план по строительству велоинфраструктуры?
- Сегодня при любом проектировании новых дорог и микрорайонов в проект закладывается строительство велодорожек. К сожалению, в центральной части города невозможно построить велодорожки без создания проблем для движения транспорта. Но программа по строительству велоинфраструктуры имеется.

Руслан ДЖАЛИЛОВ, Алматы:
Ведется ли какой-нибудь контроль за транспортными развязками, их состоянием? Такой вопрос возник из-за того, что вот уже в течение полугода на развязке в районе “Саяхата” вижу на мосту плиту, которая еле-еле держится и может упасть с пятиметровой высоты на проезжающие машины. Или должно случиться ЧП, чтобы потом вы предприняли какие-то меры?
- Контроль за транспортными развязками ведется постоянно. Регулярно проводятся объезды с акимом и заместителем акима, курирующим эти вопросы. Мы пошлем специалистов проверить плиту, о которой вы говорите.

Аскар ТУЛЕМИСОВ, Алматы:
Почему на Украине, в частности в Киеве, Донецке, Харькове - в городах с населением свыше 1 млн. человек, стоимость проезда в общественном транспорте составляет 1,5 гривны (1 гривна - 19 тенге), что несложно подсчитать, проезд составляет 30 тенге, а стоимость дизельного топлива по пересчету - 200 тенге, а у нас стоимость дизельного топлива - 90 тенге, а проезд - 50 тенге и теперь повышается до 80 тенге. Это какие-то сверхприбыли или акимату города жалко владельцев автобусов, потому что они не все шкуры содрали с алматинцев?
- А почему вы с Москвой не сравниваете? А в Киеве таких цен нет. Теперь что касается повышения стоимости. Мы четыре года не повышали оплату проезда. За это время ГСМ подорожали на 88 процентов, смазочные материалы - на 104 процента, запасные части - на 64 процента, резина - на 89 процентов. Поэтому мы пересмотрели тариф. При этом мы смогли добиться, чтобы стоимость проездных билетов осталась на прежнем уровне для всех категорий граждан. Кроме того, мы сейчас обсуждаем с Ассоциацией перевозчиков вопрос о введении бесплатного проезда для лиц, старше определенного возраста, к примеру с 75 лет.

Расул ДЖАКСЫЛЫКОВ:
Когда же перестанут кричать ваши кондукторы? Я ездил в автобусах Экибастуза, Палодара. Так там не выбегают кондукторы на улицу и не кричат. Ваш город считается культурной столицей Казахстана, а поведение работников его общественного транспорта как в деревнях.
- О данных фактах нам известно. Меры принимаем. С внедрением электронного билетирования необходимость в кондукторах отпадет.

Майра КОПБАЕВА, Алматы:
Прошу вас рассмотреть вопрос о переносе автобусной остановки, находящейся по улице Жангильдина на расстоянии 15-20 метров от пересечения улиц Жангильдина и Макатаева. Данная остановка возникла самостоятельно и, находясь на крайне близком расстоянии от данного перекрестка, способствует созданию аварийных ситуаций для автотранспорта и несет прямую угрозу для жизни ожидающих пассажиров. Более того, указанная остановка непосредственно примыкает к въезду во двор дома по адресу: ул. Жангильдина, 1. По роду своей деятельности мне приходится ежедневно наблюдать, как сложно водителям автотранспорта парковаться на этой остановке. Они постоянно получают стресс, нервничают, плюс пассажиры, ожидающие автотранспорт на необорудованной остановке, вынуждены выходить за ее пределы.
- Это стихийная остановка. Мы уже передали материалы дела транспортной инспекции при УДП для принятия необходимых мер.

Вера ЛОНДАРЕВА, Алматы:
Когда будет заасфальтирована улица Артиллерийская в Турк­сибском районе?
- Вам необходимо обратиться в районный акимат, так как мы производим средний ремонт по заявкам районных акиматов.

Елена ТКАЧЕНКО, Алматы:
Почему в городе нет ни одного автобуса-экспресса?
- Имевшиеся экспрессы оказались нерентабельными. Но вопрос решается. После проведения оптимизации, вполне вероятно, появятся маршруты с ограниченным количеством остановок. Вполне вероятно, будет кольцевой экспресс вокруг города.

- Сколько времени будет строиться развязка на Аль-Фараби - Навои?
- Все строящиеся развязки будут сданы в эксплуатацию в следующем году, в том числе на Аль-Фараби - Навои. В этом году мы обеспечим по ней проезд.

Владимир ФЕДОСЕНКО, Алматы:
Когда улицу Фрунзе пробьют до улицы Розыбакиева?
- Пробивки Фрунзе до Розыбакиева в проекте нет. Мы сейчас решаем вопрос о пробивке улицы Торайгырова от Саина до Розыбакиева. У нас есть договоренность с ТРЦ “Мега” о том, что они выделят часть своего земельного участка для этих целей.

- В “Орбите” снесли много остановок. Когда на их месте будут установлены новые?
- После завершения строительства развязок все остановки будут восстановлены.

- На многих городских остановках висят устаревшие таблички с маршрутами автобусов, и информация на них сегодня не соответствует действительности. Когда замените таблички?
- По завершении оптимизации маршрутов.

Ермек АМАНТАЕВ, Алматы:
Можно ли установить на автобус­ных остановках видеокамеры для фиксации времени стоянки автобусов?
- Проект уже внедряется. В этом году 25 остановок будут снабжены видеокамерами.
Вопрос с сайта газеты “Время” www.time.kz

Скептик:
30 мая закрыли участок по Аль-Фараби от Торайгырова до Навои. Как долго будет закрыт проезд?
- Действительно, в первый день ситуация была аховая, но это было связано с тем, что люди не желали получить информацию о перекрытии улицы. Мы сообщили об этом за неделю по радио и в печатных СМИ. Но, видимо, никто не придал этому значения. Как правило, трудная ситуация в первые три дня, затем водители находят для себя оптимальные варианты движения. Я сам живу в том районе. Поэтому могу сказать, что сейчас уже движение организовано. На днях мы перекрыли Саина - Жубанова. Таким образом, сейчас Саина перекрыта от кольца Навои до улицы Рыскулбекова и на Саина - Жубанова. Проезд будет перекрыт до конца октября. Строительные организации работают в авральном режиме, в том числе и ночью, чтобы дать возможность открыть проезд раньше этого срока. Мы решили перекрыть сейчас, так как поток в летние месяцы гораздо ниже.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть