9208

Дюсенбек НАКИПОВ: У меня есть совесть - я поэт!

Председатель Союза хореографов, поэт и сценарист Дюсенбек НАКИПОВ (на снимке) запрещает обращаться к нему по отчеству. Да и отчество мало кто знает. Говорит, что запретил обращения по батюшке: “Неуважительно с тобой могут поговорить и зная отчество, это не спасет от грубости”. Мы почти не говорим про поэзию, все больше о политике, хотя он и не любит обсуждать судьбы наций.

- Вот почитайте поэтов. Там же все о народе. Каждый страдал за народ! Даже если не народ, то как минимум небольшой аул. И за аул тоже надо страдать. Ты напиши лучше про себя, может, и ты любил или страдал. Это интереснее пафоса. Или хотя бы про людей хороших напиши. Нет, у нас любят размах...

- Ну, сейчас модно быть поэтом и гражданином. Вот и к вам часто обращаются журналисты. Когда вы решили, что уже можно не молчать?
- Это складывается постепенно. Когда ты уже написал несколько книг, которые читают, постепенно, видимо, складывается мнение, что я могу дать добрый совет, поделиться своим мнением. В годы, когда я танцевал, конечно, моего мнения никто не спрашивал. Да и профессия предполагала единственный способ выражения - танец на сцене. В те времена, в эпоху молчания, многое накопилось. Это постепенно сформировало во мне поэта и общественного деятеля. Я сам не очень люблю понятие “гражданская поэзия”. Эти вещи - гражданственность и поэзия - складываются параллельно. Сейчас много говорят о том, что СССР - это плохо. В политическом смысле - наверное, но во многих других - культурном, духовном, образовательном - это было не самое плохое государство. Вы попробуйте сказать немцу, что Германия плоха. Они умолчат о Гитлере, но страной будут гордиться. Я не очень люблю многих наших оппозиционеров-популистов (со многими лично знаком). Они смешивают критику в адрес государственных органов, чиновников, коррупционеров с критикой в адрес всей страны. Я почему-то уверен: мама, воспитывая своего ребенка, отлично знает все недостатки своего мужа, но она воспитывает дитя в любви к отцу. Вот так приблизительно я понимаю гражданство.

- А если мужу на ребенка начхать? И даже алименты платить не хочет? Сложно такого любить.
- Это тонкий вопрос. Казахстану всего 20 с небольшим лет. Страна еще не имеет своей собственной философии, трудно ожидать от двадцатилетних людей взвешенных поступков. Поэтому нужно проявлять терпимость. Конечно, есть принципиальные вещи - нужно уделять много внимания молодым. Если этого не делать, через 20-30 лет те, кто вырос в скепсисе по отношению к государству, будут говорить о нем пренебрежительно. Можно простить, когда чиновники не достроили дорогу, но нельзя простить, если не построили школу. Нельзя быть невнимательным к детям, они вырастут и будут о нас заботиться. Это наши будущие кормильцы. И страны в целом.

- Почему, на ваш взгляд, именно в последнее время в нашем обществе то там, то тут звучат не совсем здоровые националистические идеи?
- Крайние проявления национализма в виде расизма мы видим по всему миру. Стало быть, зная, что эта хворь охватывает всех без исключения, нужно понимать одну вещь. Я не должен восхвалять свою нацию и свой народ, если это хоть чуточку унижает другой народ. Лучше меньше говорить о своем народе, но не обижать другой. Мы со времен эпохи социализма вышли с огромным количеством незаслуженно оскорбленных народностей. Социалистические задачи решались за счет унижения и угнетения малых народов. Это надо всегда помнить: раненый ребенок нуждается в большей заботе, чем ребенок уцелевший. Я не говорю о том, что казахи не подверглись испытаниям. Но нельзя говорить “только мы - казахи”. Возьмите аульного юношу (при том, что аулы сейчас не защищены), он может вырасти с ограниченным сознанием. Это в том числе вина учителей и родителей, которые вовремя не успели сказать: да, ты вырос не в лучших условиях, кому-то досталось больше, чем тебе, но есть те, кому досталось меньше. Мать должна сказать сыну: “Ты - мужчина, ты - гражданин, ты вырасти, возьми то, что тебе положено, но никогда не переноси на других причины своего несчастья”. Национализм начинается с плохой школы в ауле, с босоногих малышей, с не очень умного акима. Любой аким может создать счастливое детство для 100 детей в ауле и сказать: “Это твоя страна, гордись ею, а вот в соседнем ауле, где живут другие национальности, еще хуже: ты помоги им чем сможешь”. Лучше отдать, чем забрать. Нельзя забывать уроков истории. Казахи пережили голод, хлеб для них святое. Но в самые тяжелые годы они делились с соседями хлебом. Вот о чем нужно рассказывать детям.

- Вы видели много тщетных попыток синтезировать правильную национальную интонацию. Я не буду говорить нацио­нальную идею, это уже смех вызывает... Есть у нас шанс отыс­кать такую философию?
- Это действительно вызывает смех. Надо быть внимательным - не путать идеологию с философией. У многих философов не было понятия “нация”, у них были нравственные заветы, которые они проповедовали. Это философия. Уже позже идея, скрестившись с политикой и экономикой, привела к многим трагедиям человечества. В Германии было много великих людей - ГЕГЕЛЬ, ШОПЕНГАУЭР, но мы видели, что случилось - немцы ушли от философов и вняли одному негодяю - ГИТЛЕРУ.
Нет никаких национальных идей - есть нормальная национальная нравственная философия. Мы ведь еще не изжили свою собственную партийную номенклатуру. Они распилили это государство. Мы не избавились от своих советских штанов - они, конечно, поизносились, но все еще лежат в шкафу, и башмаки мы никуда не выбросили - жалко как-то... Что оставит партийный функционер? Он повесит на плечики свой партийный костюм с не совсем военными орденами и скажет сыну: “Вот, храни, у тебя на счету 10 миллионов и три завода в этой области”. Отсюда это чиновное чванство. Я таких людей знаю и видел, мы должны признать это, но уйти от этого невозможно сразу и даже за 20 лет.

- Вы никогда не участвуете в массовых мероприятиях, где несомненно умные люди, интеллигенция, собираются и ищут выход из кризиса...
- Звали. Это правда. Не хожу. Принципиально. Не люблю коллективных мероприятий. Не люблю, когда хлопают бездушно, по инерции. Когда я на сцену выходил, мне аплодировали, потому что я заслужил - три часа работы на сцене. Для меня это больше, чем одобрение какого-то собрания. А многие привыкают к дежурным аплодисментам. Не надо из этого делать некую игрушку для толпы. Я вообще осуждаю всех артистов, которые участвуют в политических мероприятиях. Ну, ты пой, друг, для зрителя, куда ты лезешь? Тебя втягивают в то, что не присуще любому художнику. Нет, я тоже могу блеснуть красноречием. Поставят тебе этот микрофон, выйдешь ты - и что сказать? Читайте мою книгу? Я не хочу быть соучастником, поневоле втянутым в политические игрища. Почему у нас популярные артисты висят на билбордах во время выборной кампании? Он певец, она спортсменка, а они  политики. Это разное. Я не могу себе такого позволить: у меня есть совесть, и я простой поэт.

- Как вы относитесь к акциям с “ОккупайАбай”? Я знаю человека, который нашим “несогласным” предлагал в свое время у памятника Абаю читать стихи. Они послушались, но через полгода, когда то же самое делали в Москве. Неудобно как-то перед Абаем...
- Будем честны - Абаю все равно. Он над всем этим. Я буду очень удивлен, если в Англии будут призывать читать Шекспира у памятника. Таких поэтов надо изучать в школе и читать, когда сердце подскажет. Это добровольный, единоличный акт. Что касается Чистопрудного бульвара - спасибо всей российской политике, что довели до такого состояния оппозицию. Россия проявила интерес к Абаю хотя бы через эту анекдотическую ситуацию. А то, что наши казахи превращают это в политику, мне не нравится. Великие поэты и философы должны учить вне этой суеты. Не трогайте их... К примеру, ХЕМИНГУЭЯ не любили американцы, но его любили во всем мире. Однако никто не призывает к памятнику этого писателя, он был задира и любитель выпить и никого не просил носить цветы к его постаменту. Никому это в голову не придет в США, но все при этом читают “Старик и море”.

- В вашей последней книге много внимания уделяется теме предков. “Дед мой, сеющий свет и рассеивающий мрак, ты чист”. Вас не упрекают в том, что вы идеализируете историческое прошлое?
- Дед - это метафора. Может, это был прадед. В то время, когда мой прадед жил в Прииртышских степях, он на самом деле сеял свет. И все казахское общество конца девятнадцатого века было светлым. Оттуда не вышло кровожадных революционеров, не вышло конформистов и жестоких завоевателей. На праотцов надо равняться. Не идите на поводу у псевдополитиков. Живите своим умом - сумейте собрать урожай этого света, и тогда вопросы национальной идеи не будут обсуждаться на “курултаях” обиженных.

Зарина АХМАТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Из досье

Дюсенбек НАКИПОВ. Родился в 1946 году.
В 1964 году окончил Московское академическое хореографическое училище.
В 1985-м - факультет журналистики КазГУ им. аль-Фараби.
Председатель Союза хореографов РК.
Первые опубликованные стихотворения - в 1995 году в книге “Вечер века”.
Также пишет сценарии и прозу.

Поделиться
Класснуть