6902

Кто к нам с мячом придёт?

Вот уже почти месяц посвященные узнают друг друга по красным глазам с нездоровым блеском - чемпионат Европы подходит к концу. Впереди нас ждет апогей - финал ЕВРО-2012, итало-испанская дуэль. Мы решили собрать собственную dream-team из числа наших политических игроков. Тактическим построением вместе с нашим корреспондентом согласились заняться Адиль ДЖАЛИЛОВ - председатель Медийного альянса Казахстана, и Данияр АШИМБАЕВ - автор и главный редактор биографической энциклопедии “Кто есть кто в Казахстане”.

- Когда-то политолог Нурболат МАСАНОВ писал, что футбол - это высшая степень развития демократии. Признайтесь, господа демократы, за кого болеете?
Адиль Джалилов: Я болею за “Челси” еще с 90-х годов. Интересная была команда. Какая-то альтернатива привычным суперклубам. Сейчас это уже вопрос привязанности.
Данияр Ашимбаев: Я не самый примерный болельщик (футбол в наших широтах показывают, когда у меня пик работоспособности - ночью - и надо выбирать - либо смотреть, либо работать). На нынешнем Евро болел за Россию, но после ничьей с Польшей интерес угас окончательно.
А. Д.: А мне сборная России с некоторых пор антипатична, хотя я болел за нее раньше по привычке. Это, может быть, нелепо связано с политикой: когда лидеры типа Аршавина открыто поддерживают “единоросов”, ПУТИНА - это раздражает.

- Видели в Сети демотиватор сразу после поражения России от сборной Греции? Стоп-кадры из агитационных роликов “я голосую за Путина” с лицами российских игроков и фото ликующего капитана греков Гиоргиса КАРАГУНИСА. Подпись: “Карагунис не голосовал, Карагунис - тренировался”.
А. Д.: Вот-вот. Именно поэтому я ничего давно не жду от сборной России. Слишком много рефлексии, команда любит мучиться... Это утомляет.
Д. А.: Видел обложку Playboy, вышедшего еще до начала чемпионата. Там было интервью с КЕРЖАКОВЫМ и подзаголовок: “Мы, питерские, напрягаться не любим”.
А. Д.: У Казахстана даже по сравнению с Россией нет нужного количества звезд, тренеров, школ. Разве только на машинах будут на футбол выезжать. У нас большинство клубов содержатся предприятиями - они стали отмывными. Ну вот отдать бешеный гонорар приглашенному тренеру не готовы. Скажут: за что какому-то иностранцу? Или по отработанной схеме - 30 процентов нам, тот же и не поймет, о чем мы.

- Ладно, хватит о “чистом” футболе. Я предлагаю вам сейчас составить символическую сборную из наших казахстанских чиновников - эдакую супер dream-team. Вот у нас есть парламентарии, правительство, общественные деятели. Можем собрать и отработать тактическое построение.
А. Д.: Ниже африканского футбола только Азиатская конфедерация, у них даже на чемпионате мира - наименьшая квота. Вот наши политики играют чистой воды азиатский “футбол” по уровню яркости, самостоятельности, тактического и стратегического мышления.
Д. А.: Парламент - длинная скамейка запасных. Нападающего вообще сложно найти, чтобы обладал бойцовскими качествами.
А. Д.: Рассказывали, как сборная прокуратуры играла со сборной администрации президента (АП). Первый тайм - 2:0 в пользу прокуратуры. Второй тайм начинается - судья отменяет счет. Начали с нуля, представляешь?! А однажды мы играли товарищеский матч. Сборная журналистов  против чиновников. На поле был Сарыбай КАЛМУРЗАЕВ, он тогда руководил администрацией. Это вообще комедия. Вратарь страшно боялся, что в него мяч попадет. Калмурзаев - центр-форвард, я его случайно немножко задел - сразу же назначили пенальти... Хотя это было не в штрафной. Ну, у нас свои особенности футбола. Почти в каж­дом министерстве такой “футбол”.

- Ну, давайте подумаем над кандидатурами в нашу символическую сборную.
Д. А.: Я понял, кого можно поставить в ворота - Мухтара ШАХАНОВА. Чтобы защищал родную землю от чужаков.
А. Д.: Да, последняя пядь земли за ним.
Д. А.: Председатель мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН - в нападении. Человек обладает бойцовскими качествами и может вовремя “ударить по мячу”.
Д. А.: Где-то под нападающим у нас должен стоять Азат ПЕРУАШЕВ (лидер партии “Ак жол”, депутат мажилиса. - З.А.) - никогда не лезет за словом в карман и любит нападать первым.
А. Д.: Оттянутый форвард, да?
Д. А.: В защиту можно поставить ТУСУПБЕКОВА (шеф финполиции) и КАСЫМОВА (глава МВД). С ними связываться никто не захочет.
А. Д.: Последние “чистильщики”.
Д. А.: Советник президента по политическим вопросам Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ, человек, который любит принимать на себя все выпады и отвечать.
А. Д.: И когда нужно, он может атаковать. Можно его поставить опорным защитником, это игрок, который из защиты переходит в нападение.
Д. А.: Крайний защитник - председатель правления ФНБ “Самрук-Казына” Умирзак ШУКЕЕВ - за ним смутно угадывается большая команда Минсельхоза и “КазАгро”, которая незримо присутствует на поле, но мячи от них будут отскакивать. Второй крайний защитник - аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ, человек, который не проиграл ни одного велозабега в городе (смеется).

- У нас есть еще одна достаточно яркая личность - Григорий МАРЧЕНКО, глава Нацбанка. Возьмем его в сборную?
Д. А.: А он не командный.
А. Д.: Пока оставим его. Марченко - на банке (на футбольном сленге “банка” - скамейка запас­ных. - З. А.)
Д. А.: Тогда на позицию полузащитника можно поставить Аскара МАМИНА, главу НК “КТЖ”, игрок жесткий, умеет принимать решения и работать самостоятельно. С ним в паре поставим главу кабмина Карима МАСИМОВА, “горчичники” (желтые карточки. - З. А.) на него не действуют.

- У нас остался плеймейкер, центральный полузащитник - человек, который держит все нити игры в руках и, собственно, делает игру. К примеру, у итальянцев это Андреа ПИРЛО.
Д. А.: Предлагаю Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА - главу Федерации футбола и министра обороны, человека, умеющего находить компромиссы. Тем более, учитывая все возможные реалии, решение принимает тренер, даже если он не на поле. А умение аккуратно реализовать установку тренера - это очень важно.
А. Д.: Организовать может, найти общий язык и даже денег собрать. Подходит.

- Основной состав набрали. Может, кого-то выставим против сборной? Соберем еще оппозиционную команду.
А. Д.: Могут не успеть к матчу и на поле не выйти. Снимут с поездов или дисквалифицируют за допинг.
Д. А.: Согласен, из оппозиции сложно собрать команду - будет 11 нападающих сразу и драка за капитанство. Кстати! У нас будет первая команда не из 11 человек, а из 13. Потому что еще один игрок должен быть от Ассамблеи народа Казахстана, а второй - в соответствии с реализацией гендерной политики - женщина. А есть игрок, который бегал бы за судьей и оспаривал бы его решения?
А. Д.: Эта прерогатива может быть только у капитана команды.
Д. А.: А то у меня есть кандидатура, но капитаном он быть не может. Предлагаю на Куандыка ТУРГАНКУЛОВА (председатель ЦИК. - З.А.) надеть черную футболку со свистком. Грамотный арбитраж много значит. В общем-то, все более или менее ясно. Остальные - на длинной скамейке запасных. Может, поэтому этому составу никто ничего не может противопоставить уже 22 года.

- Ну, и что мы можем выиграть с такой сборной?
А. Д.: Хороший вопрос.
Д. А.: Войти в клуб 50 конкурентоспособных стран по версии журнала “Сезон”. Еще можно одержать победу в товарищеском матче со сборной Киргизии (смеется).

Зарина АХМАТОВА, zarina@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА и Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы

Вместо P.S. Игроки нашей виртуальной сборной разместились на поле по схеме 5-3-2: ее не часто используют тренеры - обычно в случае игры от обороны. Болельщики завершающегося ЕВРО могли наблюдать такую тактику в ряде матчей у сборной Италии, что не помешало ей однако выйти в финал.

Поделиться
Класснуть