6310

Тамара КАЛЕЕВА: Не делайте из нас почтальонов!

Как известно, с этого года у нас, журналистов, больше нет профессионального праздника. Вернее, он теперь называется Днем работников связи и информации. Одни приняли новый праздник как данность, а другие - в их числе и президент международного фонда защиты свободы слова “əділ сөз” Тамара КАЛЕЕВА (на снимке) - считают это еще одним, пусть и косвенным, свидетельством проблем со свободой слова в Казахстане.

- Я считаю, что это апофеоз дискредитации журналистов в нашей стране, - говорит Тамара Мисхадовна. - Дня казахстанской журналистики как бы нет - есть ни к чему не обязывающие связь и информация. Но журналист не почтальон или телефонист! Это все-таки творческая профессия. А от сегодняшнего праздника творчеством даже не пахнет... Часто говорят: мол, журналистика - ремесло, а журналист - наемный работник, точно такой же, как токарь, пекарь и другие представители “механических” профессий. Именно к этому сводят все чиновники.

- Вам это не кажется некоторым преувеличением?
- Мы много лет наблюдаем, как высокие должностные лица обращаются к журналистам, как о них отзываются. Давным-давно никто не венчает нашего брата “слугами общества, стоящими на страже общественных интересов”, “рыцарями без страха и упрека”, никто не говорит о том, что свобода слова - непременный атрибут демократии. Зато нам всякий раз напоминают о необходимости быть патриотами, нести ответственность. А вот о том, что журналистика изначально предполагает свободу, все забыли. Хотя в Конституции черным по белому написано: свобода слова и творчества гарантируется. Я считаю, это делается целенаправленно.

- И что делается для того, чтобы лишить нас этой самой свободы?
- Недавно была презентована концепция проекта нового Уголовного кодекса. Я ее прочитала - и онемела! Пункт 25 этой концепции гласит: “Свобода слова, борьба с преступностью и иные внешне общественно полезные действия не должны быть инструментами незаконного вторжения в частную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинство”. То есть и свобода слова, и борьба с преступностью теперь просто внешне полезные действия! А внутреннего содержания у этих понятий как бы и нет. Не знаю, кто это писал, но вряд ли этот человек помнит, что свобода слова - это конституционное право, прописанное во всех ратифицированных Казах­станом международных документах, что ООН издавала резолюцию по свободе слова, в которой сказано: свобода слова - это основа всех остальных прав человека и гражданина. Не думаю, что эту концепцию, по крайней мере в части свободы слова, писал какой-то независимый правовед. Скорее всего, ее авторы - чиновники. Когда они это писали, думали не об интересах государства и тем более не об интересах общества, а лишь о том, как защитить себя, оградить себя законом от вмешательства в свою чиновничью жизнь.

- Вы каждый год, каждый раз повторяете: положение СМИ в Казахстане ухудшается. Неужто все так плохо?
- Мы наблюдаем и уголовные преследования журналистов, и многомиллионные иски о защите чести и достоинства. Хотя что такое моральный вред? Ну, вот я, скажем, пострадала, переживала и так далее. Но ведь люди требуют деньги на компенсацию вреда. Но если истец при этом просит перечислить взысканные миллионы в детский дом, значит, вреда как такового не наступило! Ему не надо залечивать душевные раны - это просто месть! Возьмем Административный кодекс: лепят, лепят, лепят новые статьи, разрабатывают новые редакции, потом отзывают. Но во всех редакциях, которые я видела до сих пор, сохраняются нормы об аресте оборудования издания, изъятии тиража, приостановлении или закрытии СМИ, штрафе редактору, штрафе журналисту. Я считаю, что это пошлость - приостановление деятельности СМИ за, к примеру, неверное указание выходных данных или несвоевременное предоставление экземпляров газеты в ту же библиотеку парламента. Этот бред закреплен на законодательном уровне! Поэтому у нас куча уголовных и граж­данских преследований журналистов и СМИ. И отсюда же - общая система безнаказанности. Только за прошедшие шесть месяцев этого года мы перекрыли рекорд прошлого года по нападениям на журналистов. Самый громкий случай - покушение на корреспондента газеты “Уральская неделя” Лукпана АХМЕДЬЯРОВА. Избили, ножом порезали, стреляли. Нашли каких-то ребят, поскольку дело было громкое. А теперь Лукпан их защищает. Он говорит: они не могут иметь к этому отношение. Вчерашние школьники из-за огорчения могут в худшем случае кого-то просто избить на улице. Но выслеживать, стрелять, резать - это абсурд! Просто, видимо, нужно было найти козлов отпущения. Про угрозы журналистам я вообще молчу. В мае в редакцию усть-каменогорской газеты Flash по телефону и электронной почте начали поступать угрозы: обещали сжечь редакцию, убить журналиста и вырезать его семью. Но правоохранительные органы уголовное дело не возбудили: мол, нет оснований. Чиновники всячески препятствуют журналистам (я имею в виду доступ к информации). Тут вроде есть какие-то подвижки: готовится, скажем, законопроект о доступе к информации. Но готовится он уже третий год, если не четвертый… А все потому, что это не инициатива государства, а только лишь депутата мажилиса Жакипа АСАНОВА. Я вот и думаю: закон-то примут, но что изменится принципиально? Так что даже если бы у нас и появился официальный праздник журналистов, мне это не добавило бы оптимизма.

- Почему?
- Журналисты бесправные. Даже трудовые договоры не во всех редакциях заключаются. Или заключаются на кабальных условиях. И работодатель в любую минуту может этот контракт расторгнуть. Каких-то гарантий или социального пакета нет.
Есть восточная мудрость: если человека все время называть ослом, он в итоге начнет кричать по-ослиному. Журналистам давно вбивают в голову: вы - ремесленники, выполняйте то, что вам поручено, и не мните себя “четвертой властью”. И многие - особенно из нового поколения - формируются как профессионалы исходя из этого принципа. А творчества очень мало. Я скажу без всякой лести, что газету “Время” читаю с большим удовольствием - и не только потому, что она познавательная. Это одно из немногих изданий, где еще в чести искусство Слова. А во всех остальных - просто информационные сообщения. Они могут быть убедительными, хвалебными, редко критическими, но эстетического удовольствия у читателя не вызывают. А ведь в Конституции у нас не зря стоят рядом свобода слова и творчества. Еще раз призываю: помните о том, что журналист - творческая профессия!

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть