12056

Дипломатия по-узбекски: уходя - приходи

В конце июня в правительстве Узбекистана подтвердили: Ташкент выходит из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Как сообщил “Интерфаксу” источник в правительственных кругах Узбекистана, страна направила в секретариат ОДКБ ноту о приостановлении участия в деятельности этой организации. Ранее дипломатический источник в Москве сообщил “Интерфаксу-АВН”, что Узбекистан направил в секретариат Организации договора о коллективной безопасности ноту о приостановлении своего участия в деятельности этой организации. В Организацию договора о коллективной безопасности до последнего времени входили семь стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Решение Ташкента о выходе из ОДКБ, в принципе, не стало неожиданностью. В 1999 году Узбекистан уже выходил из этой организации, а в 2005-м - после трагических андижанских событий и последовавшей жесткой критики со стороны США - снова вернулся в ОДКБ, закрыв в отместку Белому дому американскую военную базу в Ханабаде. Хотя стоит отметить, что США, прекратив финансирование других программ по Узбекистану, при этом не переставали готовить узбекских военных.
Вообще-то демарши - излюб­ленный прием узбекской дипломатии. Были случаи, когда Ташкент мог проигнорировать официальную встречу на самом высоком уровне, а если узбекская делегация и приезжала, то могла затем по-английски покинуть саммит. О постоянных трениях и конфликтах Узбекистана с соседними странами и говорить не стоит...
Что касается мотивов нынешнего выхода Узбекистана из ОДКБ, то они, безусловно, связаны с внешними факторами - в частности, с предстоящим в 2014 году выводом из Афганистана американских войск и сил коалиции. Хотя понятно, США просто так не уйдут из этого региона. И даже “уходя”, США снова вернутся в Центральную Азию. К тому же американское присутствие в Афганистане в той или иной мере все равно сохранится - учитывая огромное количество частных военных компаний, которые и всю грязную работу сделают, и спроса с них особого не будет. А поскольку Пакистан перестал быть активным союзником США, постольку сейчас на эту позицию, по всей видимости, требуется Узбекистан.

Для Ташкента дружба с американцами, очевидно, выгоднее, чем непонятные отношения с Москвой. К тому же ОДКБ - далеко не НАТО, и полагаться на ее ресурсы и потенциал в свете возможного обострения ситуации в Афганистане Ташкент, естественно, не спешит. Да и само решение узбекских властей о выходе из ОДКБ демонстрирует реальный “авторитет” этой организации; если одной из входящих в нее стран позволено раз в пять-шесть лет то уходить, то возвращаться, а затем снова демонстративно покидать несостоявшийся военно-политический блок. Коротко говоря, Узбекистан нужнее ОДКБ, чем ОДКБ Узбекистану. К тому же если вдруг Ташкент снова разрешит американцам разместить на своей территории военную базу, то может неплохо на этом заработать. Пример Бишкека как-никак заразителен.
Однако помимо причин внешнего порядка выход Узбекистана из ОДКБ, возможно, обусловлен и определенными внутренними причинами. Решение Ташкента о выходе из ОДКБ может означать поиск новых источников гарантий как национальной безопасности, так и нынешнего политического режима. Этот шаг можно расценивать как готовность вновь пойти на сближение с США и выступить его союзником в регионе в ответ на определенного рода политичес­кую поддержку и гарантии. Не исключено, что это вызвано необходимостью готовиться к процессу передачи власти нынешним узбекским лидером - если не в ближайшее время, то уж точно в недалекой перспективе.
Во-первых, в прошлом году в Узбекистане конституционно был закреплен процесс передачи власти в случае форс-мажорных обстоятельств. И если раньше в таких случаях решение о назначении главы государства принимал депутатский корпус, что могло спровоцировать определенные сложности и вызвать политический кризис, то теперь по инициативе Ислама КАРИМОВА эти полномочия четко закреплены за спикером. В условиях Востока подобная детализация - далеко не простой технический шаг.
Во-вторых, в этом году официальный Ташкент принял решение о переносе президентских выборов с 2014 на 2015 год. Такие шаги делаются не спонтанно, а на основе анализа всех в совокупности факторов и планирования дальнейшего развития ситуации.
Конечно же, это еще не означает, что Ислам Абдуганиевич Каримов уже точно передаст бразды правления страной. С другой стороны, может расцениваться как подготовка “запасных аэродромов” на случай, если это будет необходимо.

Ерлан КАРИН, политолог, Астана

Поделиться
Класснуть