11293

Гани КАСЫМОВ, сенатор: Отставка правительства - не догма, но руководство к действию

7 тысяч долларов внешнего долга висят на каждом казахстанце, включая 372 тысячи детишек, родившихся в 2011 году. Такую печальную статистику привел на прошлой неделе сенатор Гани КАСЫМОВ (на снимке) на совместном заседании палат парламента. По словам сенатора, в республике сейчас царит “полный беспредел бесхозяйственности и, самое главное, - отсутствие государственной дисциплины, а также бесконтрольность правительства за использованием народных средств”. Наш корреспондент встретился с сенатором-патриотом накануне парламентских каникул.

- Гани Есенгельдинович, когда Счетный комитет озвучил итоги проверки освоения бюджетных средств за 2011 год, многие парламентарии были недовольны, а мажилисмен Мухтар ТИНИКЕЕВ даже предложил отправить правительство в отставку. Однако позже все сошлись на том, что правительство действовало достаточно эффективно.
- Между ветвями власти должен быть антагонизм. Исполнительная власть неудобна для законодательной, законодательная - для исполнительной... Просто нужно найти золотую середину. Вот правительство Карима МАСИМОВА набило шишки, набралось мудрости и сейчас или начнет результативно работать, или же оно подустало и ему действительно пора в отставку. Есть вопрос? Думаю, есть. Но горячиться здесь нельзя. Мое выступление дало правительству возможность увидеть свои действия с другой точки зрения. Кабмин получил своего рода сигнал: если вы сейчас не возьметесь засучив рукава за работу, то… осень близко! А у нас цыплят всегда по осени считают: весной правительство никогда не отправляли в отставку, а осенью - часто. Для меня отправить правительство в отставку - не самоцель. К примеру, я в своем выступлении упомянул, что мы могли бы пополнить свой бюджет одним махом. Вместе с Россией в Таможенном союзе мы в одинаковых экономических условиях, как нас уверяет правительство. Но у них почему-то экспортная таможенная пошлина за тонну нефти составляет 400 долларов, у нас - всего 40. А это десятки миллиардов долларов прямых потерь нашего бюджета! Если мы поставим пошлину хотя бы в размере 200 долларов, бюджет в несколько раз увеличится. Вся наша политика упирается в бюджет: важно при любом кризисе сохранить социальные достижения - уровень зарплат, пенсий и т. д. Но у нас есть долги. Казахстан должен 120 млрд. долларов. При этом размер Национального фонда - всего 80 млрд. долларов. Разрыв между этими цифрами - 40 миллиардов долларов. И это не просто статистика - это приговор деятельности правительства и Национального банка. Ведь Национальный банк отвечает за стабильное финансовое положение страны. Кстати, государство должно меньше всего по внешним обязательствам. Нужно отметить, что Министерство финансов в этом отношении очень правильно работает: и оплата вовремя производится, и программы выполняются, и т. д. Львиная же доля долга приходится на национальные компании, холдинги, банки второго уровня. В общем, все те, за кого государство не отвечает. Но если все эти структуры постигнет дефолт, то государство будет отвечать по их обязательствам. То есть долг будет висеть на наших шеях - на моей, на твоей, на его. Сегодня уже каждый из нас должен 7 тысяч долларов…

- То есть виновны правительство с Нацбанком, и только они?
- Мы дали полномочия этому правительству, как и предыдущим, проводить экономическую политику. Но 40 млрд. долларов со знаком минус, которые сейчас на нас висят, - это, по сути, бюджет одной страны. Мы проедаем уже будущие поколения! Зачем тогда нам нужны такие управленцы, если они не могут свести концы с концами, а только глубже загоняют нас в долговую яму?!

- По вашей логике, по правительству, которое “набило шишки и набралось опыта”, все-таки плачет отставка? Почему бы вам не поддержать коллегу Тиникеева?
- Это системная проблема не только правительства Масимова, но и предыдущих. Нельзя все вешать только на одно правительство или конкретного человека. Это все идет у нас с 2000 года.

- Но Карим Масимов дольше всех своих предшественников возглавляет правительство и не может решить застарелые проблемы. Так, может быть, все дело в нем?
- В моем выступлении на совместном заседании не было персоналий. Я сделал акцент на том, что модель принятия решений, которая взята на вооружение, не срабатывает. Дефицит - 40 млрд. долларов, и он продолжает расти. Эту проблему не хотят видеть и решать. Поэтому я заострил на ней внимание. Я заговорил на эту тему для того, чтобы мы все понимали, в какую пропасть катимся. И сейчас нужно не персонифицировать ответственность, как это любят делать журналисты, а осознать, где у нас системные сбои, провалы.

- Если проблему не персонифицировать, то в итоге за ее решение некому будет отвечать. Вот вы, сенатор Касымов, что предлагаете?
- Сократить консолидированный внешний долг. Для этого, во-первых, нужно секвестрировать бюджет, не затрагивая при этом социальных программ. Во-вторых, забрать то, что лежит на поверхности. Мы во время кризиса помогли банкам второго уровня - теперь пора вернуть эти деньги. В общем, необходимо забрать все те деньги, которые нам должны, поднять экспортную пошлину на нефть, призаморозить те долгосрочные промышленные программы, которые требуют больших финансовых вложений уже сегодня. К примеру, те заводы, которые нам необходимы и которые можно запустить в этом или следующем году,  надо добить. А те, которые на 2017 или 2020 год запланированы, - зачем они нам сейчас? Надо их заморозить. В-третьих, нужно определить объем нефти, необходимый для внутренних нужд, и установить запрет на экспорт свыше этого объема. На этой базе ввести твердые закупочные цены на дизель, солярку, ГСМ и т. д. Тогда мы заморозим цены. За последние пять лет в Казахстане стоимость одного киловатт/часа с 4,85 тенге выросла до 20 тенге. То есть рост уже в разы! Мы даже не стесняемся поднимать тарифы на 16 процентов, как, к примеру, сделала “Эйр Астана”.

- Но сокращение экспорта под­разумевает и сокращение доходов от экспортных операций, а значит, поступлений в бюджет...
- Вы эти доходы не видите, в любом случае они уходят в Нацфонд. А населению нужна конкретная помощь. Лауреат Нобелевской премии академик ПРЕСТОН предложил направлять доходы от нефти не в бюджет, а конкретно каждому гражданину. Когда идут накопления на счету каждого человека, все они становятся инвесторами. Для нас это сказка, конечно. А то, что я предлагаю, реально! Не давать каждому деньгами (наше правительство лопнет, но не пойдет на это), но определить объем запрета на экспорт и заполнить все три наших нефтеперерабатывающих завода. Далее я предложил, чтобы все наши внешнеэкономические конт­ракты, в том числе и частные, превышающие 100 млн. долларов, утверждались и ратифицировались в парламенте.

- Но ведь это вмешательство в частное предпринимательство...
- Внешний долг - 120 млрд. тенге. Это они “вмешиваются” в наш с вами карман! Они там что-то делают, а мы - должны. Кого жалеть? У меня 10 предложений. Если все их реализовать, никакой кризис нам будет не страшен. Мы дали четырем банкам 500 млрд. тенге - Казкоммерцбанку, Народному и т. д. БТА Банку из Нацфонда государство в целом выделило свыше 7 млрд. долларов. А сейчас они еще 5 млрд. лоббируют! Они что, были в кризисе? Они частные банки. Мы отвлекли от бюджетных программ полтриллиона тенге. А они их крутят, эти деньги, до сих пор!.. Вот Народный банк говорит, что рассчитался с государством. Но они не вернули все, что брали. Вернули только 60 млрд. тенге, при этом прокрутили их несколько раз через кредитный портфель. 120 млрд. взяли у государства бесплатно, а населению выдавали их под 20 процентов. И вернули только 60 млрд. А где еще 60? И я требую, чтобы правительство вернуло все эти деньги в этом году. Включая все те проценты, которые они накрутили за эти три года. А БТА Банку вообще не давать больше денег. У них нераспределенная прибыль на март - 76,2 млрд. тенге. И при этом они требуют еще 5 млрд. тенге. Если контроля со стороны правительства нет, то он должен быть со стороны парламента. Поэтому я предложил создать контрольную палату, чтобы каждый депутат имел право провести депутатское расследование.
Нацбанк всегда говорит: возьмем деньги из Нацфонда. Кто они такие, чтобы брать оттуда? Все средства Нацфонда, которые запрашивает Нацбанк, должны быть ратифицированы парламентом! Только такие жесткие меры помогут уберечь страну от кризиса.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Астана

Поделиться
Класснуть