12012

Не “Нью-Васюки” - а мегалополис

В середине девяностых прошлого века число сторонников этого смелого глобального проекта можно было пересчитать по пальцам. Сегодня, когда новая столица Казахстана не только де-юре, но и де-факто стала главным городом страны и одним из крупнейших мегаполисов региона, в поисках скептиков нужно немало потрудиться. Вероятно, поэтому ставшие уже экзотическими суждения о бесперспективности Астаны молниеносно облетают наше информационное пространство и становятся топ-новостями.

Сами себе переносчики…

“Ну… вот допустим… смотрите…да... реально… если говорить об Астане… а-а-а-а…”
Так начинается совершенно удивительное по своему пустословию и “кухонному” уровню аналитики видеоинтервью под названием “Эксперт: Астана лишится столичной “короны” в ближайшем будущем…” на одном известном интернет-ресурсе. Название этого интервью говорит само за себя: некий политолог-географ самым серьезным образом пытается на уровне “пальцевой аналитики” объяснить слушателям, почему Астана перестанет быть столицей Республики Казахстан. Удивительно и ничем не объяснимо стремление наших многих “политологов” говорить о совершенно неактуальных и ненасущных проблемах современности и нашего общества! Невежество и косноязычие, лежащие в основе аргументации против столичного статуса Астаны, - основное оружие такого рода доморощенных “аналитиков”…
Вот один из характерных и типичных примеров. “Эксперт” высказывает свою очередную “глубокую” и “научно выверенную” мысль-аргумент (цитата из этого поразительного интервью с сохранением орфографии и стиля):
“…Я, кстати, допустим, сторонник американского типа. Когда, допустим, многие гос­учреждения распределены там по другим городам. То есть ЦРУ, допустим, оно в Ленгли. Вообще в Вирджинии. Далеко во-о-обще… Оно не находится в Вашингтоне, допустим…”.
Бедный политолог! От своей неграмотности он испытывает ощущение истинного интеллектуального удовлетворения. Самодовольному политологу, видимо, невдомек, что Ленгли не так уж и “далеко вообще” от Вашинг­тона. Ленгли, где расположена штаб-квартира ЦРУ, находится в 8 милях от Вашингтона. Что такое 8 миль (13 километров)? Это расстояние примерно от здания “КазМунайГаза” до аэропорта Астаны… Видимо, “ученый”-политолог всерьез полагает, что расстояние 13 километров - это в самом деле “далеко-о-о ва-а-а-ще…”. Что касается прочих госучреж­дений, других вразумительных примеров рассредоточения центральных органов американской власти политолог, увы, привести, не смог. Ну что тут скажешь? Остается только пояснить, что в США все центральные гос­учреждения находятся в Вашинг­тоне. И они вовсе не распределены по другим городам… Тот же Пентагон расположен в нескольких километрах от Вашингтона - на другом берегу реки Потомак. Это я к тому, чтобы некоторые “эксперты” не думали, что Пентагон тоже находится “далеко-о-о ва-а-а-ще…” от Вашингтона. В этом смысле никакого “американского опыта” в природе не существует…
Или смешная социальная арифметика, что на каждого государственного служащего должно приходиться почему-то пять человек, в силу чего образуется модель “классической европейской столицы в 250 000 человек (при численности госслужащих 50 000 человек)”… Где в Европе или даже во всем мире он видел такую “классическую столицу”? Видимо, политологу невдомек, что столица - это не казарма, а место преимущественно сакральное, не поддающееся умозрительным расчетам…
Наконец, политолог, видимо, исчерпал все свои знания и аргументы. И просто устал - все-таки “интеллектуальный труд” весьма энергозатратен… На вопросы ведущего он начинает отвечать простецки - в меру своих сил и способностей. Вопрос: “Что заставило переехать столицу?”. Ответ политолога: “Это не у меня надо спрашивать…”. Следующий вопрос: “Ведь не обеспечат должный уход за всем тем, что там построено (в случае если столицу перенесут обратно. - Э. К.). Ответ политолога: “Ну придумают что-нибудь”… И так далее…
Ведущий назвал политолога главным ньюсмейкером Казнета, на что тот расплылся в широкой довольной улыбке. Боюсь, большинство своих “нъюсов” подобные политологи-эксперты просто высасывают из пальца и они гроша ломаного не стоят. Вот уж поистине ради красного словца не пожалеют и отца… Так или иначе, разговоры о “демонтаже” столичного статуса Астаны - это сплошное пустословие и бессмысленные попытки привлечь к себе общественное внимание.

Новая страна - новая столица…

Перенос столицы - не просто прихоть политика. По своей значимости это серьезнейший геополитический и стратегический ход, на который может решиться далеко не каждый государственный деятель.
Совершенно очевидно, что перенос столицы из Алматы в Астану - это дальновидное, хотя и нестандартное решение Назарбаева, позволившее кардинально и позитивно трансформировать геополитический и геоэкономический ландшафт Казахстана. Наша страна стала не просто бывшей КазССР во главе с Алма-Атой, а новой независимой Республикой Казахстан во главе с Астаной. Новая география столицы позволила решить ряд жизненно важных и насущных проблем регионального и национального характера.
Без переноса тот же Алматы давно задохнулся бы под своим столичным статусом, особенно в свете необходимости развития полноценных и многофункциональных государственных структур в условиях политической и экономической независимости страны. С этим вряд ли можно и нужно спорить. При этом Алматы не оброс провинциальностью, а остается культурной и финансовой столицей Казахстана. С другой стороны, стагнирующие и депрессивные север и центр страны после переноса получили мощнейший толчок и импульс к стремительному возрождению и дальнейшему развитию. По всей стране новая столица дала возможность оживить экономическое развитие и деловые связи, столь необходимые для развития регионов. Недаром Астану стали называть “локомотивом экономики”… Можно насчитать сотни и тысячи благотворных экономических и социальных эффектов “фактора Астаны”, повлиявших на все казахстанское общество и государство… В этом смысле президент, как писал поэт, “возвысил степь, не унижая горы”…
Более того, он не только жестко “зацементировал” территориальное единство Казахстана, но и заложил мощный фундамент для национального окультуривания центра и севера страны. Вспомните прежние времена. Как писал Гоголь, “редкая птица долетит до середины Днепра”. Так и в советское время: редкий казах доезжал до Целинограда или Караганды… Как вспоминал один мой знакомый, он учился в Караганде в двух школах. В первой школе в его классе из 40 учеников было всего 5 казахов! Остальные - русские, украинцы, немцы, корейцы, греки, чеченцы, татары, метисы, один латыш и еще один непонятного этнического происхождения. Почти то же самое и в других целиноградских и карагандинских школах. Я уже не говорю о Петропавловске и других северных “кентах” нашей необъятной родины. Сейчас этнические пропорции совершенно другие… И это видно не только из статистики, но и невооруженным глазом. Центральные и северные районы Казахстана стали не только “по паспорту казахскими” - они заговорили на казахском! Именно то, что подавляющая часть территории страны вошла в сферу “притяжения” казахского языка позволило возродить казахскоязычное пространство и собственно казахский язык.

Как дальше развиваться Астане?

Каков наиболее оптимальный путь дальнейшего развития Астаны? Ответ не заставляет себя долго ждать: мегалополис на основе агломерации Астана - Кокшетау - Караганда. В системе мирового сообщества довольно много примеров успешных мегалополисов. Это, к примеру, американская агломерация Бос­тон - Вашингтон, которая протянулась почти на 1000 километров. Это японская агломерация Токио - Нагоя - Киото - Осака - Кобе. Такие примеры есть во всех развитых странах мира.
Конечно, казахстанский мегалополис в лице агломерации Астана - Кокшетау - Караганда может быть и поскромнее по численности (например, 2-3 миллиона человек), и в то же время для его образования вовсе не обязательно территориальное срастание этих городов. Тем не менее это сыграло бы стратегическую роль в судьбе страны и стало бы новым фактором дальнейшего развития как центра, так и остальных регионов Казахстана. В рамках такой схемы можно было бы получить некое триединство: Астана - креативно-административная зона, Кокшетау - туристическая, оздоровительная, спортивная и рекреационная зона, Караганда - индустриальная и инновационная зона. Астана как столица получит новый статус и расширит границы для дальнейшего продвижения в пространстве и времени. И в то же время инфраструктура Караганды и Кокшетау заиграет в полную силу и просто будет вынуждена развиваться гигантскими темпами.
Самое главное в этой схеме - вопрос коммуникаций и транспорта в условиях мегалополиса. Для этого можно, к примеру, принять государственную программу: “400 км высокоскоростной эстакадной магистрали Кокшетау - Астана - Караганда”. И для этой жизненно важной и абсолютно эффективной программы не грех выделить из Нацио­нального фонда несколько миллиардов долларов. Здесь как раз пригодился бы опыт казахстанских железнодорожников по созданию железнодорожной инфраструктуры на уровне мировых стандартов и опыт китайских подрядчиков по строительству таких высокоскоростных железнодорожных магистралей. Ведь не секрет, что в Китае этим видам транспортных коммуникаций уделяется самое серьезное внимание. К примеру, если министр или министерский курьер сможет “долететь” из той же Караганды в Астану на будущем эстакадном скоростном поезде за тридцать минут - то фактически можно сказать, что коммуникации осуществляются в пределах одного города… А если еще протянуть высокоскоростную ветку до Балхаша - то это древнейшее и легендарное озеро могло бы стать новым местом отдыха для сотен тысяч жителей мегалополиса. И это только один аспект из тысячи других сторон жизни такого казахстанского мегалополиса…
В будущем, после того как эта стратегическая агломерация в виде мегалополиса оформится, Астана окончательно закрепит за собой статус самой современной и прекрасной столицы Евразии, станет символом возрож­дения казахского и - шире! - казахстанского народа.

Эльдар КНАР, аналитик, фото Татьяны ДУДИКОВОЙ

Поделиться
Класснуть