10135

Талгат ЕРМЕГИЯЕВ: Главное, чтобы наш гимн прозвучал!

С 27 июля по 12 августа взоры всего мира будут устремлены в сторону Лондона, где пройдут главные спортивные старты четырехлетия - летние Олимпийские игры. Казахстан давно уже не чужой на этом празднике жизни. Конечно, мы не претендуем на роль самой великой спортивной державы, но и быть в хвосте многочисленных участников Олимпиады не намерены. Какой кусок олимпийского пирога рассчитывают урвать наши атлеты? Об этом рассказал в эксклюзивном интервью газете “Время” председатель Агентства по делам спорта и физкультуры РК Талгат ЕРМЕГИЯЕВ (на снимке).

- Вы уже не раз заявляли, что Казахстан возьмет в Лондоне 13 медалей, причем три из них будут золотые. Откуда взялись такие цифры? И на какие виды спорта вы делаете ставку?
- Есть так называемые опорные виды спорта, где я точно знаю, что будут медали. Базовый вид - это штанга. У нас едут в Лондон восемь человек - шесть из них претенденты на медали. Я знаю, какие результаты они показывают, и поэтому уверен, что два золота они завоюют. В дзюдо у нас есть Максим РАКОВ - у него лучший рейтинг среди спорт­сменов весовой категории до 100 кг. Он тоже претендент на золото. А еще ЛИМ, ИБРАГИМОВ… Так что две медали у дзюдоистов будут. В греко-римской, вольной и женской борьбе, может быть, не золотые, но награды получим. Каждый олимпийский цикл приносит нам как минимум одно золото в боксе. Так что три золотые, а всего тринадцать медалей - это минимальная планка. Лучше меньше заявить, а потом больше получить.

- А как вы относитесь к тому, что медали Олимпийских игр будут нам приносить в основном бывшие китайские тяжелоатлеты и россиянка ПОДОБЕДОВА?
- Вообще-то весь мир пытается привлечь легионеров: главное, чтобы гимн звучал и флаг поднимался. Но не каждая страна это может себе позволить, и далеко не все правильно делают выбор. Можно потратить огромные суммы на приобретение и подготовку зарубежных спортсменов и ничего не получить взамен. У нас - не так. Причем мы привлекаем только тех спортсменов, которые в силу каких-то причин (скажем, высокой конкуренции) не могут проявить себя на своей родине. Там у них не получается, а у нас получится! И потом, тренируясь рядом с сильными легионерами, казахстанские спортсмены тоже растут. Вот увидите, сколько в следующем олимпийском цикле будет у нас китайцев, а сколько казахстанцев. Даже сейчас в Лондон едет казах УТЕШЕВ, а раньше ведь коренных казахстанцев-штангистов на Олимпиаде не было. На молодежных Олимпийских играх два золота взяли наши местные спортсмены - тоже показатель прогресса. Приглашаем мы на работу и зарубежных консультантов, наши тренеры у них учатся. Успех на Олимпиаде - это имидж государства. Поэтому мы должны разбавлять казахстанских спортсменов легионерами.

- Когда у наших олимпийцев будут проходить экзамены на знание гимна Казах­стана?
- На сегодняшний день 90 процентов олимпийской команды, независимо от национальности знают гимн. У нас создана рабочая комиссия, которая их проверяет. Аттестация идет начиная с 6 июня. Спортсменов также учат, как вести себя на пьедестале, если зазвучит не тот гимн, как обращаться с госсимволами, скажем, не носить флаг как юбку. Инструктаж идет. Приказ на этот счет есть. Олимпиаду будут смотреть более четырех миллиардов человек во всем мире, поэтому мы не можем дать осечку в этом вопросе.

- А что будете делать с теми спортсменами, которые не сдадут экзамен, например, экс-китайские штангисты? Не пустите их на Олимпиаду?
- Наши новые китайцы два куплета уже выучили. Этого хватит, дабы понять, что звучит именно казахстанский гимн. Так что проблемы как таковой нет. Я бы тоже за две недели два куплета на китайском выучил.

- Олимпиада - это всегда допинг-скандалы. Наши спортсмены уже попадались на разных крупных соревнованиях. Что вы предпринимаете, чтобы не опозориться в Лондоне?
- Мы приобрели новую антидопинговую лабораторию. За две недели все должны пройти допинг-контроль. Если допинг есть, то мы должны его ликвидировать именно в Казах­стане, чтобы не допустить этого спортсмена на международную арену. Потому что резонанс потом будет большой: как с тем же Боратом, только намного хуже. Все завоеванные медали этим можно перечеркнуть. Поэтому со следующей недели у нас пойдет процесс проверки атлетов на наличие допинга. Что касается международных служб, то недавно к нам приезжало ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство. - А. Т.). Взяли анализ у штангистов, потому что они одни из сильнейших в мире. Через неделю дадут ответ. Пока не знаю, что там нашли. Но по последней версии все наши штангисты чистые. Пусть проверяют. У нас в феврале была допинг-проверка, в апреле. И пока нареканий со стороны ВАДА не поступало.

- Премии в размере 250 тысяч долларов  за золото, 150 - за серебро, 75 - за бронзу и 30, 10, 5 тысяч - за места с четвертого по шестое спортсмен получит сам или ему нужно будет делиться с тренером, массажистом?..
- Эти премии только для спортсменов. Тренеры получат отдельно - ровно половину этой суммы. Правда, у нас есть личные тренеры и государственные. Поэтому мы должны определить рамки: кому сколько. Этот вопрос еще прорабатываем.

- Вопрос из области фантастики. Если наша ватерпольная сборная выигрывает, скажем, бронзовые медали, то 75 тысяч разобьют на всех игроков команды или каждый получит по полной программе?
- Ну, в тройку - это, конечно, сильно сказано. Хотя бы в шестерку пусть войдут... По пять тысяч долларов мы выплатим всем.

- А если завоюют золото?
- Тогда получат по 250 тысяч.

- Со спортсменами понятно. Их не обидят. А высшие спортивные чины - вы и ваши помощники - что-нибудь получат от государства в случае великого олимпийского успеха?
- Моих заместителей я как руководитель спортивного ведомства сам буду представлять на получение наград и поощрений. А что касается меня, то это будет решать президент страны. Это его прерогатива. Мы - функционеры, чиновники - отрабатываем свою заработную плату, исполняя поручения главы государства. Я свои функции выполняю. По крайней мере, стараюсь.

- А в случае провала на Олимпиаде что вас ждет?
- Это также зависит от руководителя страны. Впрочем, я сам все смогу оценить и сказать, что на этом месте должен работать более достойный человек, который сможет показать результат выше, чем я. Но это решение будет, конечно, за президентом. А что касается моих заместителей, то наказание им я выберу сам: кто в какой мере и что провалил. Но лично я провал на этой Олимпиаде исключаю.

- Что можно будет считать провалом?
- Не будет провалом повторение пекинского результата. На Олимпиаде в Китае у нас были две золотые медали. Меньше - нельзя. Ставка - три золота. Но как я уже сказал, это минимум, на что мы рассчитываем. По первым двум-трем дням Игр вы поймете, о чем я говорю. Но я все же считаю, что будет пять золотых, а может, даже семь. Всего - 15 наград. Потенциально спортсмены к этому готовы. Им надо только помочь создать максимальные условия для победы. Мы, функционеры, должны следить, чтобы наших ребят не засуживали. Это наша прямая обязанность. Если мы в чем-то не согласны, надо моментально реагировать. Многие страны прокололись именно на этом: не вовремя подавали протест. А потом было поздно - поезд ушел.

- Кстати, о поездах. Раньше, когда вы были железнодорожником, наверное, много перемещались по стране на поез­дах. А сейчас, возглавив спортивное агентство, как передвигаетесь: на своих двоих, бегом, на велосипеде, на роликах?
- Больше на самолете. Моя работа - организовывать чемпионаты. И я не могу терять трое суток, переезжая из одного конца Казахстана в другой. Но с приходом в агентство я сам стал больше заниматься спортом: играть в футбол, волейбол. Свой образ жизни постепенно меняю. А что делать? Приходится - долж­ность обязывает.

Александр ТРОФИМОВ, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: trofimov@time.kz, Астана

Поделиться
Класснуть