9442

Скандал до Киева доведёт

С сегодняшнего дня Комитет гражданской авиации Казахстана (КГА) не дал разрешения авиакомпании “Международные авиалинии Украины” (МАУ) осуществлять ежедневные регулярные рейсы по маршруту Киев - Алматы - Киев. При этом авиакомпания продолжает продавать билеты на запрещенные рейсы! По оценке МАУ, в связи со скандалом возникли проблемы почти у семи тысяч пассажиров.

На днях Министерство транспорта и коммуникаций РК (МТК) распространило пресс-релиз, в котором сообщило: МТК не выдало МАУ разрешение на выполнение рейса Киев - Алматы - Киев на весь летний сезон. Причина - “предоставление ими неполного пакета документов, необходимого для выдачи данного разрешения”. Однако, чтобы у туристов не возникло проблем с посещением Украины на период проведения футбольных соревнований Евро-2012, МАУ было выдано временное разрешение на полеты с 6 июня по 10 июля 2012 года.
Пресс-служба подчеркивает: “Авиакомпания МАУ, не имея разрешения на выполнение регулярных рейсов по маршруту Киев - Алматы - Киев, осуществляла продажу билетов на данный рейс”. Более того, оказывается, билеты продаются до сих пор! Это нам вчера подтвердили в кол-центре компании Otrar Travel - генерального агента МАУ в Казахстане.
Одной из “жертв” отмены рейса оказалась алматинка Анна БОРИСОВА. Девушка рассказала нам, что еще в апреле купила билет по маршруту Алматы - Киев - Лиссабон. А потом узнала, что авиакомпании не дали разрешения на полеты в Алматы. Тогда пассажирка обратилась с жалобой в киевский офис авиакомпании, требуя разъяснений. Глава отдела новых рынков МАУ Сергей КАДУЧЕНКО сообщил ей: “Действительно, Комитет гражданской авиации РК (КГА РК) выдал разрешение на полеты авиакомпании МАУ на воздушной линии Киев - Алматы только до 10 июля 2012 года”. Г-н Кадученко пообещал: если разрешение не будет получено, всем пассажирам, вылетающим в/или из Алматы, в течение 14 суток с момента прекращения полетов (то есть до 25 июля 2012 года) за счет МАУ будет предложен альтернативный вариант перелета с другими авиаперевозчиками либо по выбору пассажиров возвращены средства, уплаченные пассажирами за авиабилеты МАУ.

Всем пассажирам, вылетающим в/или из Алматы, начиная с 15 суток после прекращения полетов (то есть с 26 июля 2012 года) и позднее будут возвращены средства, уплаченные за авиабилеты. Альтернативный вариант перелета предоставляться не будет.
Анна недовольна таким ответом. Дело в том, что девушка должна вылететь в Лиссабон 31 июля. Значит, она попадает под категорию пассажиров, которым МАУ обещает вернуть полную стоимость билетов. Но и это для нее не выход! Ведь она приобретала билеты МАУ заранее, отдала за них 71300 тенге. Если ей вернут эти деньги, на них она не сможет приобрести билет другой авиакомпании. Так, например, за билет до Лиссабона и обратно аваиакомпания “Туркиш Эйрлайнс” просит не менее 145 тыс. тенге, “Люфтганза” - не менее 165 тыс. тенге. При этом Анна уже не может поменять день вылета - ей выдана Шенгенская виза на конкретные дни, оплачены гостиницы. На вопрос Анны, кто оплатит ей разницу в стоимости билетов, в авикомпании сообщают: “Возможные претензии пассажиров в связи с понесенным ущербом будут переадресовываться нами Комитету гражданской авиации РК, не выдавшему разрешение на полеты”.
При этом авиакомпания ссылается на пункт 6.4 протокола 10-го заседания межправительственной казахстанско-украинской комиссии по экономическому сотрудничеству, состоявшегося в Астане 22 мая 2012 года под председательством первых вице-премьер-министров двух стран. В нем сказано, что авиационным властям Казах­стана предписывается выдать разрешение на полеты авиакомпании МАУ без каких-либо ограничений на срок до 28 октября 2012 год. На основе этого МАУ еще рассчитывает получить разрешение на полеты в ближайшие дни.

Мы дозвонились в Киев Сергею Кадученко:
- Если в МАУ знали о том, что не получили разрешения на полеты в Алматы, почему продавали билеты?
- Если сейчас в любом агентстве запросить места на наш рейс, то в системе бронирования выходит ремарочка: “Рейс до конца не подтвержден”, - заявил он. - Мы вели продажу, но до конца честно предупреждали своих агентов, что есть вопросы по рейсу. Кроме того, были рассылки по этому поводу нашим агентам. Мы никогда эту информацию не скрывали. Сегодня (10 июля. - В. Б.) крайний день, когда действует разрешение, сегодняшний рейс еще однозначно вылетает и завтра утром возвращается из Алматы - это рейс, на который есть разрешение. А вот с завтрашнего дня должны начаться проблемы. Конкретного решения нет. Нам было обещано дать официальный ответ - ничего не дали. Эта ситуация повторяется из раза в раз, нас держат до последних часов перед вылетом, а потом дают разрешение. В итоге не было такого, чтобы нам не дали летать. Но это все с дикими нервами и без объяснения причин.

На дальнейшие вопросы Сергей Кадученко отвечать не стал, заявив, что он не уполномочен и находится в отпуске. Но посоветовал обратиться к пресс-секретарю МАУ Евгении САЦКОЙ. К сожалению, последняя весь день не отвечала на наши звонки ни по мобильному, ни по офисному телефону.
Между тем украинские СМИ уже вовсю трубят о запрете МАУ на полеты в Алматы.
Так, издание “Аргумент” цитирует пресс-релиз с сайта МАУ, который сейчас почему-то недоступен для прочтения: “Бойкотируя решение межправительственной комиссии относительно предоставления авиакомпании МАУ разрешения на выполнение полетов, авиационные власти Казахстана откровенно игнорируют решение собственного правительства и фактически срывают рейсы более чем для 7 тыс. пассажиров МАУ, которые уже приобрели билеты на весь летний период как из Украины и Казахстана, так и из других стран”.
Издание “Коммерсантъ-Украина” со ссылкой на представителей МАУ сообщает, что авиакомпания использовала даже дипломатичес­кие каналы для разрешения сложившейся ситуации - 30 мая МИД Украины направил официальную ноту в адрес внешнеполитического ведомства Казахстана, в которой выражалась обеспокоенность срывом достигнутых договоренностей.
“Коммерсантъ” добавляет: в Минтранскоме РК заявили, что МАУ не предоставила полный пакет документов, необходимых для выдачи разрешения. В частности, казахстанским властям не хватает доказательств того, что МАУ принадлежит украинским владельцам, как того требует межправительственное соглашение.
Вице-президент МАУ по продажам и маркетингу Сергей ФОМЕНКО утверждает, что авиакомпания предоставила казахской стороне даже “больше документов, чем требовалось”. “Мы доказали, что мы украинская компания с украинскими владельцами. Это казуистика, в данном случае решение казахских авиавластей субъективно. Необходимо вмешательство на более высоком уровне”, - цитирует газета слова сотрудника МАУ.

Тем временем в казахстанском сегменте Интернета уже поползли слухи о том, что МАУ не выдают разрешения из-за того, что эта авиакомпания своими низкими ценами стала поперек горла конкурентам, летающим из Казах­стана в Европу. Возможно, это и так - судить не беремся, пусть это будет на совести наших авиационных властей. Однако факт остается фактом: в погоне за деньгами пассажиров МАУ продавала билеты на рейсы, на которые не получала разрешения. Тем самым авиакомпания подведет приличное количество пассажиров, если не получит разрешения на полеты с 11 июля. Нам очень интересно: а что думают об этой ситуации казахстанские правоохранительные органы? Или у казахстанских пассажиров прав не больше, чем у фонарного столба? И еще вопрос: а кто будет компенсировать возможные убытки пассажирке Анне Борисовой? Есть в нашей стране хоть один орган, который готов встать на ее защиту?

Виктор БУРДИН, фото Вячеслава ФИРСОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее