10299

Скажи нам правду, Ермухан!

Как Соловей журналистов баснями кормил

Советник президента Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ в четверг в Астане публично пообещал замолвить слово за журналистов перед главой государства, но корреспондент газеты “Уральская неделя” Лукпан АХМЕДЬЯРОВ не поверил ни одному его слову. И не он один. Советник и журналисты на конференции “Перспективы приближения казахстанского законодательства к международным стандартам свободы слова”, если называть вещи своими именами, разошлись как в море корабли...

Недавно весь свободолюбивый мир рукоплескал Таджикистану за решение декриминализировать клевету и оскорбление личности. А вот в Казахстане все еще нет возможности вести журналистское расследование без опасения попасть под уголовную ответственность. Обо всем этом г-н Ертысбаев, облаченный в безупречный костюм с отливом, говорил с подчеркнутым сожалением:
- За последние пять лет с точки зрения законодательства дело не сдвинулось с места. Я должен это признать как бывший министр информации и нынешний советник президента. Я убедился, что в вопросах декриминализации клеветы есть достаточно много противников, в том числе и в высших эшелонах власти, которые категорически не хотят продвижения (решения. - Т. Г.) этого вопроса. И я обещаю еще раз проинформировать главу государства о том, что мы взяли на себя определенные обязательства.
Впрочем, президентский Соловей с присущим ему изяществом тут же перевел стрелки:
- Но вы же знаете, законы у нас принимает парламент. И я наде­юсь, что сидящие тут депутаты тоже возьмут на себя обязательство вынести на ближайшее заседание мажилиса законопроект. И, конечно, надо активизировать работу Союза журналистов. Соберите подписи десятков тысяч журналистов на имя главы государства и парламента! Здесь нужна координация усилий! Меня сильно поразили слова югославского диссидента о том, что самая страшная пытка для человека - невозможность высказать свою точку зрения, - г-н Ертысбаев буквально жег глаголом сердца участников дискуссии.

Впрочем, на его пылкую риторику повелась в основном медийная молодежь. Ветераны же держались стойко.
- Ертысбаев говорит это не первый год: о том, что он докладывает президенту и что он лично - за декриминализацию. Я не верю его словам! Ертысбаеву очень важно завоевать симпатию хотя бы части журналистов. Когда же ему нужно укрепить свою позицию во власти, он начинает “драконить” оппозицию. Вот он сказал, что все зависит от депутатов. Но насколько независимы сами депутаты? - иронично прокомментировала слова советника корреспонденту “Времени” президент фонда защиты свободы слова “əділ сөз” Тамара КАЛЕЕВА.
- Я от души посмеялся над его словами - и лишь формат встречи не позволял сделать это громко, - ухмыльнулся Лукпан Ахмедьяров, на голове которого до сих пор отчетливо виден шрам (как известно, в конце апреля на журналиста было совершено жестокое нападение, он получил множественные ножевые ранения, долго лечился. - Т.Г.). - Советник сам признался, что ситуация не менялась, даже когда он был министром (культуры и информации. - Т.Г.) и у него были полномочия! А пообещать он может все, что угодно.
Со своей стороны трое мажилисменов, участвовавших в конференции - Нурлан АБДИРОВ, Виктор РОГАЛЕВ и Надежда ПЕТУХОВА, - всячески отмахивались от “поручений” советника.
- Я за других депутатов не отвечаю. Мы оказались здесь только потому, что работаем в Астане, - в противном случае были бы в Костанае или Караганде. Для того чтобы вопрос попал в повестку (заседания мажилиса. - Т. Г.), есть целый механизм (регламент. - Т. Г.). Я не могу отвечать за то, что этот вопрос будет рассмотрен. У нас вообще три фракции в парламенте, я бы посоветовал на них тоже выйти, - явно нервничал г-н Абдиров.

Ближе к концу конференции представителей четвертой власти перестал занимать вопрос “что делать?”, они переключились на “кто виноват?”. И тут же потеряли благосклонность г-на Ертысбаева:
- Я сказал же - высшие эшелоны власти (виноваты. - Т.Г.). Ну, вы же журналисты! Понимаете, какой у вас есть минус? Вы только задаете вопросы, а нужно расшифровывать. Если советник главы государства произносит словосочетание “высшие эшелоны власти”, то вы должны элементарно знать, что это администрация (президента. -
Т.Г.), парламент, правительство и силовой блок. Неужели непонятно?
- Кто конкретно в высших эшелонах власти выступает против? - не унимались рыцари пера и микрофона.
- Послушайте: вы журналисты или следователи? Я что, на допросе? - отбивался советник. - Я должен ответить на все ваши вопросы, вы все это запротоколируете и отдадите в соответствующие органы, чтобы меня привлекли за клевету и оскорбление личности? Вы этого хотите?!
С этими словами Ермухамет Кабидинович взял свой портфель, резко развернулся и направился к выходу, ни разу не оглянувшись. Покинутым им журналистам он оставил возможность строить догадки по поводу его эскапад.

Тогжан ГАНИ, jigida@mail.ru, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть