17126

Любовь без пятой графы

В Казахстане растет количество межнациональных браков, но к уровню Советского Союза, когда каждый четвертый брак заключался между представителями разных этнических групп, мы еще не вернулись. Такие статистические данные озвучила директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай УМБЕТАЛИЕВА (на снимке) в прошлую пятницу в ходе прошедшей в Алматы дискуссии, посвященной особенностям межнациональных браков.

По словам Толганай Умбеталиевой, сейчас в Казахстане около 18 процентов всех браков заключается между представителями разных национальностей. Это больше, чем в 1990-х годах, когда наблюдался резкий спад, но меньше, чем было в СССР (24 процента).
Среди представителей титульной нации число межнациональных браков составляет 9 процентов. Причем если в советское время жениться на представительницах других национальностей предпочитали парни-казахи, то сейчас соотношение мужчин и женщин практически равное - 5 и 4 процента соответственно.
Если сравнивать этот показатель с другими этническими группами, то он невелик: к примеру, 30 процентов русских девушек выходят замуж за казахов, корейцев, уйгуров и т.д. Кстати, по данным статистики, казашки, вступившие в брак с неказахами, чаще всего разводятся, в то время как мужчины-казахи умудряются сохранять долгие семейные отношения.
- Из советского перио­да к нам пришел стереотип, что межэтнические браки сближают этнические группы, - говорит Толганай Умбеталиева. - Во времена СССР этот принцип использовался как политический инструмент, который должен был содействовать созданию новой группы так называемых советских людей. У нас придерживаются той же политики. К примеру, в телевизионных рекламных роликах мы часто видим, что муж и жена принадлежат к разным этническим группам. Но насколько это влияет на межэтнические отношения? Наши исследования показывают, что мало влияет.
Политолог рассказала, что, по ее наблюдениям, среди радикальных национал-патриотов много тех, у кого в семье есть примеры межэтнических браков.
- Те, кто занимает радикальную позицию, - это зачастую как раз дети от межэтнических браков или те, у кого в семье появились зять или невестка другой национальности, - говорит она. - Именно среди таких людей много радикально настроенных. Как пример я хочу рассказать о знакомой семье, где отец - казах, а мать - уйгурка. Дети в этой семье настроены против уйгуров и всегда участвуют в хулиганских разборках и драках с уйгурами. Один наш ученый, я не буду называть его имя, который входит в число радикальных нацио­нал-патриотов и часто поднимает тему казахского языка, - так вот, у него сын женат на русской девушке. Еще есть мужчина, который выступает активным организатором демонстраций и уже отсидел определенный срок. Он является одним из радикальных национал-патриотов, при этом сам женат на русской. Поэтому я считаю: мнение о том, что межэтнические браки уменьшают меж­этническую конфликтность, - это миф.

Но если межнациональным бракам посвящено много исследований, то о том, как чувствуют себя дети, рожденные от таких союзов, говорят мало. Между тем это очень важный аспект, считает Толганай Умбеталиева.
- Исследователи пришли к выводу, что такие дети часто сталкиваются с проблемой своей этнической идентичности, - говорит она. - Западные ученые утверждают, что у детей, выросших в меж­этнических браках, заниженная самооценка и есть элементы негативного мировосприятия.
После выступления Умбеталиевой поднялась жаркая дискуссия. Кто-то не был согласен с тем, что в Казахстане чувствуется межэтническая напряженность, кто-то на собственном примере доказывал, что у детей, рожденных от родителей разных национальностей, нет никаких проблем ни с самооценкой, ни с самоопределением.
- У меня отец - кореец, а мама - наполовину казашка, наполовину русская, - заявил один из участников обсуждения. - И у меня никогда не возникало вопросов о том, кто я. Я просто об этом не задумываюсь.
Угомонить участников удалось только ведущей дискуссии, которая предоставила слово психологу Жанат СМИРНОВОЙ, тоже состоящей в межнациональном браке. По словам Жанат, кто главный в семье, той этнической идентификации и будет придерживаться ребенок. Однако тут-то и кроются подводные камни.
- Мама имеет сильное влияние в плане языка, - говорит психолог. - Если она колыбельные поет на своем родном языке, ребенок все равно в душе не возьмет национальность папы. Получается, действия и структура закладываются одной национальностью, а эмоционально ребенок привязывается к другой. Из-за этого и возникает в более старшем возрасте внутренний конфликт: кто я? В межнациональном браке к средствам манипуляции прибавляется национальность. Это тоже борьба за власть. Но этого ни в коем случае нельзя делать. Поэтому раз уж вы создали семью, в воспитании детей нужно сохранять педагогическую последовательность: папа и мама должны говорить одно и то же. Между супругами не должно быть разногласий, особенно на национальной почве.
После выступления Жанат Смирновой снова началось обсуждение. У каждого участника было свое мнение насчет межэтнических браков. По идее, также нет единого мнения по поводу этого явления и в обществе в целом. Кто-то считает такой союз нормальным, а кто-то - чуть ли не предательством по отношению к своей национальности. Интерес­но, помнят ли оголтелые нацио­нал-патриоты, называющие брак с представителем другой национальности смертным грехом, что алашординцы Ахмет БАЙТУРСЫНОВ и Алихан БОКЕЙХАНОВ, а также борец за независимость Единого Туркестана Мустафа ШОКАЙ были женаты на русских женщинах? В конце концов, любовь и брак - это личное дело каждого.

На равных правах

Правозащитник Алькен КЕНЖЕБАЕВ и преподаватель КазНТУ имени Сатпаева Владлена ШЕВЦОВА вместе уже 10 лет, восемь из которых состоят в официальном браке. Известие о свадьбе их родные восприняли нормально и никогда не чинили молодым препоны. Да и вообще вопросов по поводу национальности в семье никогда не возникало. Небольшие конфликты, по словам супругов, бывают только на религиозной почве: Алькен - атеист, а Владлена - православная христианка. Но и этот вопрос они решили полюбовно. Глава семейства согласился на то, чтобы их сына Истеми крестили в православной церкви. А Владлена не против сделать мальчику обрезание. Правда, сундет важен больше для родственников-мусульман, сам же Алькен рассматривает эту процедуру исключительно в гигиеническом аспекте. Говорят в семье по-русски, но Истеми отдали в казахский детсад. Родители считают, что их сын должен знать минимум три языка - казахский, русский и английский. Выучить казахский намерена и сама Владлена.
- Мы изначально договаривались, что будем равноправными партнерами в браке, - говорит Владлена. - На этом принципе и строится наша семейная жизнь.

- А как вы подбирали имя ребенку?
- Муж выбирал. У Алькена первое образование - историческое, поэтому он решил найти что-то необычное. Истеми - так звали правителя западных территорий Тюркского каганата, господствовавшего над десятью тюркскими родами.

- Почему ты не взяла фамилию мужа?
- Я хотела сохранить фамилию своего покойного отца.

- Если когда-нибудь сын придет к тебе и спросит: мам, а я кто - казах или русский, что ты ответишь?
- Казах.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы, e-mail: aimbetova@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

Поделиться
Класснуть