Миссия выполнима!
В школе на дискотеках мы иногда танцевали под “Машину времени”. Тем удивительнее было услышать на днях Андрея МАКАРЕВИЧА не в музыкальном контексте, а с заявлением президенту России: коррупция, мол, задушила все живое. Признаться, я был шокирован. Нет, не тем, что в России, оказывается, тоже есть коррупция. Удивил способ - челобитная царю: уйми, мол, батюшка, опричников своих, а то житья нет. Попытка “договориться” с главой государства “об откатных тарифах” при этом мало чем отличается от “договоренностей” самих коррупционеров, и никого это не удивило и не смутило.
Когда мы говорим о засильи бюрократии или коррупции, мы должны точно понимать мотивы и движущие силы человека. Миром правит или свобода, или страх. В бизнес идут неизлечимые оптимисты, которые ценят свободу. И каждое решение предпринимателя - это баланс между полетом желания и ограничениями. Фактически любой бизнес - это борьба за постоянное расширение возможностей. Увлеченные своей миссией, мы как-то упускаем из внимания, что не все живут так. Давайте сравним наш предпринимательский дух с чиновничьей ментальностью.
При всем моем уважении к труду чиновника, его цели и миссия часто противоположны нашим, предпринимательским. Если бизнесмен постоянно расширяет границы, чиновник же, напротив, стремится к статус-кво. Там, где предприниматель ищет новые пути и возможности, чиновник будет хвататься за привычное, регламентированное, описанное инструкциями. Где менеджер от бизнеса рискнет, там чиновник сто раз перестрахуется -
как бы чего не вышло. Такой подход - в разумных пределах - является одним из важных базисов стабильности общества. Однако для здорового развивающегося общества важны обе составляющие - и предприниматели, которые производят все то, что мы потребляем, и чиновники, которые обеспечивают порядок и распределение общественных благ. Проблемы возникают тогда, когда происходит дисбаланс между этими двумя функциями. Вот здесь мы и подходим к модной нынче теме коррупции.
Редкий случай - по теме коррупции и бюрократических препон в обществе есть консенсус. Подавляющее большинство граждан считают это одной из основных проблем государства. А раз так - то сразу начинается борьба, которая может перерасти в кампанейщину. Ведь фактически над чиновниками появляется еще одна прослойка “контролеров”. Замечу, весь этот “пирог” из контролирующих и наблюдающих един в своих внутренних мотивах. Ими движет страх - потерять свое место, пасть жертвой интриг, не выполнить план по поимкам. Вот так вместо повышения эффективности аппарата растут ряды номенклатуры, расходы на нее и… растет коррупционность системы - еще бы, теперь надо “договариваться” не с одним, а с десятью.
Может, кому-то покажется, что из этой ситуации нет выхода, но это не так. Бороться с бюрократией, увеличивая ее ряды, - не метод. Чем больше номенклатура боится за свои места, тем меньше в обществе плодотворных сил: общество в целом меньше производит и потребляет, но больше сжимается тисками страха.
А что если попробовать поступить наоборот?
Здесь уместно напомнить опыт Европы, которая несколько столетий назад совершила индустриальный скачок, или, как это модно сейчас говорить, модернизацию, и обеспечила себе на века цивилизационное лидерство. Расширению зоны влияния Европы на весь мир предшествовало появление нового типа свободных и образованных людей вокруг средневековых университетов. Знания, технологии и новый уклад именно с этого периода стали распространяться на порядок быстрее, чем раньше. Уже через поколение деловая и общественная жизнь Европы закипела, и было задано направление цивилизационной миссии.
В те времена чиновники, бюрократия практически не могли вмешиваться в экономические процессы, так как регламентировать что-то было сложно или даже невозможно - все было внове. Той Европе повезло - бюрократическая машина просто не поспевала за развитием экономики, а нынешние европейцы с их непомерной бюрократией, астрономическими налогами и склочными профсоюзами лишь по инерции переваривают энергию своих великих предков.
Если мы сегодня хотим достичь процветания, то нам надо предоставить как можно больше свободы предпринимательскому сословию, чтобы энергия пассионарности дала импульс не одной только добыче полезных ископаемых. И важнейшим условием этого является минимизация регламентации, нормотворчества и контроля со стороны чиновников. Смог бы произойти в средневековой Европе переход от цеховой организации производства к централизованной мануфактуре, если бы для этого нужно было получить восемь лицензий, шестнадцать справок и т. д.? Так почему же мы хотим процветания, но при этом начинаем плодить бумаги?
Жомарт ЕРТАЕВ*, еrtaev@ecfc.su, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Давайте отменим бюрократию как класс и упраздним все функции, кроме минимально необходимых - общественный порядок, безопасность, оборона… А хотя бы пять из десяти чиновников пусть покинут свои кабинеты и выйдут в свободный мир. Тогда и решить проблему коррупции станет намного легче.
* Автор - президент Евразийского центра финансового консалтинга.

