12356

Серик СЕЙДУМАНОВ, замакима Алматы: Я сам собираю мусор со своей улицы!

В среду в нашей газете было опубликовано открытое письмо акиму Алматы Ахметжану ЕСИМОВУ (см. “Срам в большом городе”, “Время” от 15.8.2012 г.), в котором поднимались некоторые актуальные проблемы южной столицы. Реакция акимата не заставила себя долго ждать - уже в четверг мы встретились с заместителем акима Сериком СЕЙДУМАНОВЫМ (на снимке), который дал ответы на интересующие нас вопросы. Итак, обо всем по порядку.

1. Вырубка деревьев

- У нас в городе деревья вырубают по двум причинам. Первая: в местах общего пользования (внутридворовые территории к нам не относятся, ими должны заниматься КСК) растет 1 300 000 деревьев. Из них 39 000 аварийных и старовозрастных. За последние три года мы снесли 21 000. За первое полугодие этого года снесли 7 000. Осталось 11 000, и в ближайшие два года мы намерены полностью очистить город от старых и больных деревьев (их еще называют фаутными). Вторая причина вырубки - дорожные работы или строительство. Что делается для того, чтобы количество деревьев в городе не уменьшалось? Только за последние полгода было высажено 16 000 разных видов деревьев, в прошлом году - 36 000. Сажаем мы только до середины мая, потому что потом приживаемость ухудшается. У нас в городе она составляет 85 процентов. И, кстати, только 3000 деревьев в этом году были посажены за счет госбюджета. Остальное - это компенсационные высадки. То есть снесли дерево при строительстве той же развязки или чего-то еще - обязаны компенсировать. И за них уже отвечают те, кто высаживал. А мы ведем мониторинг: если дерево не приживается - обязаны посадить новое. Так что это только кажется, что количество деревьев уменьшается - в целом оно увеличивается.

- Один из наших читателей считает, что на одной улице должны высаживаться деревья одного вида. А у нас - три метра один вид, три метра - другие. Почему?
- Мир давно уже перешел на так называемые городские деревья. Да, раньше сажали то, что было под рукой, - карагачи, тополя. А сейчас деревья специально подбирают.

2. Ремонтные работы: отопление, водоснабжение, канализация

- В таких масштабах мы раньше работать не могли. А сейчас можем и должны. Часть труб находится в изношенном состоянии. Ведь долгие годы ничего не делалось. Другое дело, что ремонтные работы вызывают неудобство. Но до отопительного сезона время еще есть.

- Наши читатели жалуются на то, что все это делается очень медленно.
- Согласен. Мы видим, что рабочие трудятся в одну смену. Видимо, у некоторых частных компаний, которые выиграли тендеры, не хватает мощностей. Мы работаем над ускорением. Нам ведь тоже хочется, чтобы работа шла быстрее. Мы такие же горожане, как и вы, ездим теми же улицами. В любом случае все будет закончено к сроку. К отопительному сезону мы будем готовы на 100 процентов - другого варианта просто нет.

3. Пробки на дорогах

- Это бич нашего города, я согласен. Но давайте посмотрим на объективные цифры. За последние 5 лет было построено всего лишь 4 развязки. Это ведь был кризисный и посткризисный период. А сейчас мы одновременно строим 6 развязок - на пересечении Восточной объездной алматинской автодороги с улицей Халиуллина, на пересечении проспекта Аль-Фараби с улицами Навои, Мустафина, Торайгырова, на Саина - Жубанова и Райымбека - Момыш­улы. Так что динамика есть. Раньше мы никогда не строили пешеходных мостов. А теперь сколько их! И сейчас мы 16 строим. Если говорить о ремонте улиц, то мы за 4 года произвели средний ремонт около 900 километров дорог. А на 34 километрах - капитальный ремонт. Это создает временные неудобства, но такого темпа город не знал никогда.

4. Общая культура горожан

- Я с вами полностью согласен - не хватает культуры. К сожалению, еще очень много вандализма. Немало людей, которые бросают мусор. Но, поверьте, если бы каждый день город не чистили, он через неделю превратился бы в помойку. Нам в целом удается держать ситуацию под контролем. А где есть пробелы - там мы наказываем и принимаем меры. Но одними административными наказаниями ситуацию не исправишь. Культура должна быть в каждом человеке - тогда будет чисто. Например, я живу на небольшой улице, 100 метров. Мой участок - всего 12 метров. Но раз в месяц я сам собираю мусор со всей улицы. Два мешка набирается. То есть общей культуры пока не хватает. Но радует то, что у алматинцев сейчас появился большой интерес к тому, чтобы сделать город лучше и чище. Посмот­рите: парковкой машин занимаются, чистят горы от мусора, возле своих домов и офисов высаживают цветы, создают какие-то композиции. Есть настоящие алматинцы, которые заботятся о городе, и этих “невидимых героев” становится все больше. Таких стоит поддержать.

5. Фонтаны

- В городе 125 фонтанов, 46 из которых находятся в коммунальной собственности города. И ими занимается ГКП “Алматы­экологострой”. Очистка фонтанов и замена воды осуществляются их работниками. Насчет того фонтана, о котором вы говорите: замена воды была произведена 11 августа. А повторная проверка - 15 августа.

6. Общественный транспорт

- В выходные машину я не вызываю, а сам ездить не умею. Поэтому езжу на автобусе на дачу. Согласен, проблема есть. Было время, когда мы думали: частная собственность решает все вопросы. Но оказалось, что не все так просто. Поэтому нами было принято решение о создании государственного предприятия. Создали автобусный парк, 200 автобусов закупили. И будем дальше его расширять с тем, чтобы частники увидели реальную конкуренцию и соответствовали требованиям общества. Есть в частных автопарках система внутренней проверки, есть внешняя система, дорожная полиция работает. Но надо, чтобы еще и общественность подключилась. Тогда все вместе мы решим проблему. Вы говорите, что нужно 100 процентов общественного транспорта отдать городу. Возможно, полностью отдавать не стоит. Но если частные структуры действительно не справятся и нарекания будут продолжаться, мы будем продолжать увеличивать государственную собственность. Вы знаете, что наши (муниципальные. - М. А.) автобусы лучше: они работают на газе, водители ездят в форме. Мы сильные конкуренты. Из 119 маршрутов девять наших. Пока.

7. Арыки

- Арычная сеть впервые за последние 15 лет начала ремонтироваться только в прошлом году. На это было выделено 1,3 миллиарда тенге. Реконструировано и построено новых арычных сетей протяженностью 33 километра. В этом году проводятся работы на участке протяженностью 50 км. И эта работа будет целенаправленно продолжаться. Да, не везде пока течет вода, потому что не все еще восстановлено. К тому же не хватает воды. Мы не можем всю воду в арыки пускать - потребности Алматы очень большие. Да, говорят, раньше во всех арыках вода была. Но тогда и сам город был намного меньше.

- Вообще-то арыки - это часть дренажной системы, чтобы город не подтапливало во время дождя...
- Согласен, подтопления есть, особенно в нижней части Алматы. А самое страшное - когда не только по поверхности течет вода, но и грунтовые воды подходят близко к поверхности. Это происходит в нижней час­ти города, особенно в Алатауском районе. Но над этим мы тоже работаем. Помните, сколько снега было прошедшей зимой? Но наводнений не было - ни один дом не смыло. А все потому, что мы ведем дренажные работы. Просто это не афишируется.

8. Бордюры

- Лично я тоже раньше был против замены бордюров. Но понял, что красота улиц - в бордюрах. И при капитальном ремонте улиц их меняют на качественные - гранитные. Конечно, они немного дороже. Но зато красивее и долговечнее.

9. Проспект Жибек жолы (алматинский Арбат)

- Последний ремонт за государственный счет производился в 2007 году. Да, в прошлом году некоторые работы велись. За счет спонсоров ни одного тенге из бюджета не было потрачено. Но когда мы увидели, что частичный ремонт не улучшил ситуацию на Арбате (а это одна из знаковых улиц Алматы), то приняли решение провести полный ремонт.

10. Власть - не небожители

- Мы не всегда ходим в пиджаках и галстуках. Носим и футболки, и джинсы, и кроссовки. И на велосипедах по воскресеньям катаемся, и пешком ходим. Только так можно увидеть недостатки - из окна машины открывается лишь общая картина. Мы такие же алматинцы и также хотим, чтобы город развивался.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть