8344

Как нам обустроить страну

В Казахстане начали сбор креативных предложений по наилучшему проектированию… Нет, не здания и даже не города, а целой страны. К разработке первой в суверенном Казахстане генеральной схемы организации территории РК приглашаются все желающие казахстанцы, имеющие четкое представление о том, как улучшить жизнь своего региона или всей республики. О первых наработках генсхемы газете  “Время” рассказал руководитель проекта, замдиректора по науке астанинского филиала КазНИИССА, профессор архитектуры Аманжол ЧИКАНАЕВ.

- У нас генсхема разрабатывается впервые, нам дали трехлетний срок для ее тщательной проработки. В 2014 году она будет принята на самом высоком уровне. Именно поэтому я хотел бы обратиться к соотечественникам с предложением: если кто-то считает, что есть у него идея, как обустроить территорию страны, пусть приходит в
КазНИИССА или выложит свое видение на нашем сайте.

- Не кажется ли вам, что для такой серьезной программы приглашать всех, кому не лень, рискованно?
- Во-первых, не всех: наше обращение направлено здравомыслящим людям, обладающим должными знаниями и способностями четко обосновать свои предложения. Во-вторых, все идеи пройдут профессиональный анализ наших специалистов. В 1970 году Советский Союз семь лет разрабатывал генсхему развития производительных сил и расселения на территории СССР. Я оказался в числе ее разработчиков. В эту работу включили 560 научно-исследовательских проектных институтов, участвовала Академия наук СССР, академии наук всех рес­публик, проектировку курировал Госплан и специально созданный орган СОПС, или Совет организации производительных сил! Сейчас у нас пока нет тех научных и проект­ных сил, которыми обладал СССР. Мы собираем по крупицам опыт и кадры отечественных частных проектных фирм и институтов, мы пригласили к сотрудничеству градостроителей Беларуси, России и Украины, изучили зарубежный опыт. Мы создали экспертный совет, в который вошел, например, видный общественный деятель и ученый Мурат АУЭЗОВ. Поучаствовать в мозговом штурме мы также приглашаем всех казахстанцев.

- И что, вы уже получали не­ожиданные идеи?
- Например, главный архитектор Южно-Казахстанской области Бахытжан АШИРБАЕВ предложил пять креативных идей относительно развития своей области. В частности, он показал на карте три точки - Туркестан, Тараз и Ташкент, которые образуют туристический треугольник, в центре которого как раз располагается Шымкент. Учитывая исторические и культурные памятники этих городов, а также великолепные природные ресурсы, можно говорить о возможности формирования совместно с Узбекистаном мощного туристического кластера. Также Бахытжан рассказал об Огамском ущелье в горах ЮКО, где, оказывается, в одном месте сосредоточены восемь покрытых снегом склонов, благоприятных для горнолыжного туризма. Эта живописная природа не уступает Чимбулаку, а возможности устройства фуникулеров еще более выгодные, ведь одна канатка может обслуживать сразу восемь склонов.

- А поступали к вам идеи, которые могут решить какую-нибудь серьезную проблему?
- Генсхема должна решить множество проблем инфраструктуры, экологии, расселения жителей. Мы видим, как стремительно разрастаются наши крупные города с населением более 500 тысяч жителей и пригородные зоны вокруг них. Но этот рост происходит не естественным путем, а за счет притока мигрантов - безработных жителей из сельских районов, которые, по нашим данным, за 10 лет потеряли в некоторых регионах до 70 процентов своего населения. Тем самым мы создаем бомбу замедленного действия в городе и вокруг него. Пригороды требуют работу, новые школы и водопроводы, а направляя им средства из бюджета, мы словно тушим огонь бензином. Потому что они разрастаются и требуют все больше. Что делать? В свое время я разрабатывал проект пригородной зоны Астаны, который поддержал аким города. Вокруг столицы в радиусе 60 км мы установили зону особого градостроительного регулирования: то есть зарезервировали земли только под зеленый и продовольственный пояса и зону субботнего и вокресного отдыха населения, а не для того, чтобы вокруг столицы, как раковая опухоль, разрастались поселки и отнимали территорию города. И для пригородных пунктов это вредно, потому что они начинают притеснять друг друга, отнимая все больше плодородных земель. И в генсхеме мы этот опыт предлагаем перенести на все крупные города.

- Что же тогда “отвлечет” от мегаполисов людей, отправившихся на поиски лучшей жизни?
- Мы предлагаем создать города-контрмагниты в 100-200 км вокруг мегаполисов. Например, одним из контрмагнитов Астаны может стать нынешний администратиный центр Акколь, в котором есть живописная горно-лесистая местность, озера, центр космических исследований, когда-то был филиал ГОСНИТИ и завод сельскохозяйственной техники. Вот на этой базе можно создать рекреационный и индустриально-инновационный центр, который одновременно станет точкой роста. В Астане могут появиться контрмагниты на всех магистральных направлениях, которые будут оттягивать миграционные потоки.

- Наверняка при разработке генсхемы учитывались последние печальные события на западе Казахстана...
- Да, естественно. Для проживания людей Актауская, Мангистауская области крайне неблагоприят­ны: там экстремальный климат, нет воды, практически безжизненная пустыня. Но прирост населения здесь даже выше, чем на территориях, прилегаюших к Астане, а все потому, что средний уровень зарплаты на западе Казахстана в 2,9 раза выше, чем в среднем по респуб­лике. Какие последствия ожидать от этой стихийно возникшей тенденции? На западе, как известно, “пионерное” освоение нефтегазоместорождений, где неквалифицированные рабочие требуются только в первые 5-6 лет обустройства месторождений, а дальше они уже никому не нужны. Кроме того, через 30-40 лет запасы нефти на западе будут исчерпаны, что опять-таки обернется серьезными социальными проблемами для региона.

- Есть выход из тупика?
- Западные регионы необходимо объявить зоной градостроительного регулирования, застройку поселений здесь необходимо вести с четко обоснованными расчетами прогнозной численности населения. А освоение месторождений необходимо вести исключительно вахтовым методом. Ну зачем детям и старикам отправляться вместе с родителями-рабочими испытывать экстремальные условия жизни? Бессистемное, стихийное разрастание Актау, Жанаозена, Бейнеу - это тоже бомба замедленного действия: завтра прибывшие сюда за заработком люди будут просить детсады, поликлинику и школу, а потом выяснится, что у них нет больше работы и им нечем за все это платить.

- И напоследок вернемся к Астане. Вот вы хотите создать несколько контрмагнитов вокруг столицы, чтобы сдержать рост населения. А ведь мы стремимся к званию города-миллионника, а потом и двухмиллионника?
- Это я воспринимаю как стремление подростка быстрее вырасти и казаться старше. У каждого возраста есть свои прелести. Сейчас Астана пышет здоровьем и свежестью. Но если она сильно разрастется, то очень скоро столкнется с проблемой нехватки воды. Сейчас у нас запасы есть только в Вячеславском водохранилище и реке Есиль, которых пока еще на столицу хватает... Поэтому опасно стремление мигрантов превратить Астану в муравейник. Лучше столице оставаться оптимального размера индустриально-инновационным, научно-образовательным, культурным, медицинским, туристическим и правительственным центром.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана, e-mail: jigida@mail.ru

Поделиться
Класснуть