6349

Не пей, братец, водицу...

Безобразное отношение казахстанцев к воде запросто может превратить этот источник жизни в средство массового поражения людей

Это сенсационное предупреждение сделали нашим журналистам ученые Института гидрогеологии и геоэкологии им. Ахмедсафина.
Две недели назад в публикации “Потому что без воды...” мы уже рассказали читателям, как из рук вон плохо в стране обстоят дела с наземными источниками водоснабжения. Тогда и.о. директора Института гидрогеологии и геоэкологии Петр ПЛЕХА­НОВ особо подчеркнул: за­­пасы поверх­ностных вод сокращаются, постепенно придется осваивать подземные месторождения.

Поговорив с ведущими учеными-гидрогеологами, мы пришли к неутешительному выводу: состояние воды под землей досконально не изучено, а ее запасы известны очень приблизительно. Более того, выяснилось, что и качество этих подземных вод далеко от идеального.
- Могу сказать на примере дачного массива в Карасайском районе Алматинской области, где мы брали пробы воды на анализ: бактериологическое загрязнение подземных вод в этом месте превышает предельно допустимый коэффициент в семь раз уже на глубине 300 метров! - огорошил г-н Плеханов. - То есть эта вода опасна для употребления в пищу в сыром виде, поскольку есть риск подхватить кишечную инфекцию. А ведь речь идет уже о втором слое подземных вод, который, как правило, надежно защищен грунтовыми массами от любых видов загрязнения. Это означает, что те скважины, что бурят люди самостоятельно на глубину 30-50 метров, не следует без анализа использовать как источник питьевой воды.
Секрета из этой новости гидрогеологи никогда не делали, но до тех пор пока президент не дал отмашку всерьез заняться проблемами водной безопасности страны, мало кого интересовал вопрос: а что же мы пьем?
Потому и была на государственном уровне принята трехлетняя научно-техническая программа по изучению водных перспектив на 2012-2014 годы.
- Проблема в том, что при всем своем желании мы не сможем использовать весь сток поверхностных вод для нужд страны, иначе это приведет к экологической катастрофе, - говорит Петр Плеханов. - Придется начать более активное использование подземных источников воды, а большой практики в этом вопросе у нас нет, так как сейчас мы потребляем не более 10-12 процентов от разведанных запасов. Всего в Казахстане разведано 1460 месторождений подземных вод, что эквивалентно 1960 кубометрам в секунду (или же трем среднегодовым стокам реки Или). Но это всего примерно 30 процентов от их известных прогнозных запасов. Да и эти, казалось бы, большие цифры являются расчетными, то есть не подтвержденными фактическими данными бурения. Мониторинг скважин не полный, особенно по качеству воды. Каждая проба - дорогое удовольствие. И если мы не можем сказать, каково качество воды, значит, нет гарантий и ее безопасного потребления.

По данным гидрогеологов, в полном объеме подземными водными ресурсами обеспечены только три области - Восточно-Казахстанская, Алматинская и Южно-Казахстанская. Сравнительно обеспечены Карагандинская и Жамбылская области. Совершенно незначительны запасы в Западном и Северном Казахстане.
- Как показали исследования, все поверхностные воды в Казахстане загрязнены, - говорит доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией региональной гидрогеологии и геоэкологии института Мурат МУХАМЕДЖАНОВ. -
Представляете, какие средства нужны, чтобы сделать эту пресную воду пригодной для питья! Подземная же вода защищена от загрязнения вышележащими слоями земли.
По словам г-на Мухамеджанова, Алматы является одним из самых благополучных городов мира по снабжению чистой питьевой водой. В советское время алматинцы потребляли до 10 кубокилометров в год, из которых на чистейшую подземную воду приходилось 70 процентов. Остальные 30 процентов приходились на очищенную воду из пресных горных рек. В тот момент, утверждают ученые, освоение подземных источников составляло 15-17 процентов, а потом, с приходом на водный рынок французов, при премьере Касым-Жомарте ТОКАЕВЕ было сокращено до 5-7 процентов.
- В вопросах водопотребления из подземных источников гидрогеологи всегда ориентируются на естественные, то есть ежегодно восполняемые за счет атмосферных осадков ресурсы, - говорит Мурат Мухамеджанов. - Их сейчас вполне хватает для обеспечения питьевой водой всей страны и даже нужд промышленности. Кстати, все месторождения полезных ископаемых, в том числе и воды, были открыты до получения Казахстаном независимости!

Примечательно, что на нашей встрече с учеными Института гидрогеологии и геоэкологии присутствовала дочь первого казахстанского ученого-гидрогеолога Уфы АХМЕДСАФИНА - Дина Уфимовна. По ее словам, до сих пор для обы­вателя остается загадкой, какие таинственные силы сделали запасы подземных вод практически неисчерпаемыми. Именно ее отец несколько десятилетий назад доказал: все естественно.
Но “вечная” вода, к сожалению, не гарантирует вечной безопас­ности. Заведующий лабораторией техногенной гидрогеологии института Жанкельды АХМЕТОВ говорит, что в связи с активным развитием промышленности, прежде всего горнодобывающей, практически на всей территории Казахстана подземные воды находятся под угрозой заражения многими токсичными элементами таблицы Менделеева и их производными за счет фильтрации под землю уже загрязненной поверх­ностной воды.
- Например, левый приток Урала - река Илек - содержит 6-валентный хром, бром, салгит, - говорит ученый. - Разумеется, весь этот “букет” рукотворный - последствие сброса неочищенных отработанных на производстве вод в русло. В аналогичном состоянии находятся реки Нура и Сарысу в Центральном Казахстане. В Павлодаре вода загрязняется ртутью, мощные производства в Восточном Казахстане тоже являются очагом возможного загрязнения. Сейчас, судя по пробам, в этих опасных районах подземные воды чистые, но добыча и обогащение полезных ископаемых продолжаются, да и безобразное отношение к воде тоже.
Как отметили ученые, Урал, левый приток которого насыщен химикатами, является единственной рекой, где нерестятся осетровые Каспийского бассейна. Так что, судя по всему, отходы жизнедеятельности человека грозят не только ему самому, но и флоре с фауной. Плюс ко всему не стоит забывать о таком явлении в Казахстане, как паводки, приводящие к разливу рек и угрозе попадания зараженной воды в скважины. А это прямой путь к их дальнейшей консервации. Лишь бы никто не успел хлебнуть этой водицы.

Впрочем, окунувшись в водные страсти, ученые не забыли отметить тот факт, что фактическое вымирание некогда плодородных пастбищ - тоже следствие водного голодания.
- Если еще в советское время благодаря отгонным пастбищам Центрального Казахстана мясом высокого качества питался чуть ли не весь Союз, то сейчас в связи с изменениями климата местные речки практически исчезли, - рассказывает заведующий лабораторией ресурсов подземных вод Института гидрогеологии и геоэкологии Евгений ЛАГУТИН. - Поверхностный сток в них отмечается 1-2 месяца в году, когда тает сезонный снежный покров. Как следствие, пастбища летом засыхают. Однако в этих суходолах, мы изучали, есть подрусловый сток, который способен спасти и возродить былую мощь казахстанского животноводства. Мы предлагаем создавать подземные водохранилища, которые дешевы в эксплуатации и чрезвычайно эффективны. И с этой идеей институт носится уже не первый год, однако практического применения нашей теории пока нет.
Как-то нехотя, но очень понятно ведущие гидрогеологи намекают на отсутствие политической воли у отдельных ответственных чиновников в решении наболевших проблем. А они в скором времени могут обернуться трагедией.

Александра АЛЁХОВА, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: alyokhova@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

Поделиться
Класснуть