7732

Голландский сыр-бор

В селе Бурабай, известном больше как курортная зона Боровое, на днях прошла конференция “Платформа по вопросам безопасности и защиты правозащитников и гражданских активистов”. Первое в таком формате мероприятие собрало адептов либеральных ценностей со всего Казахстана. Может быть, отчасти этим объяснялся столь серьезный режим секретности.

На входе в помещение, где проходила конференция, разве что только про славянский шкаф не спрашивали. В остальном организаторы позаботились о том, чтобы горизонтальные связи не были нарушены. До самого последнего момента не все участники знали точный адрес, где состоится мероприятие, кто еще примет участие в дискуссии.
- Это обусловлено форматом мероприятия, - пояснила столь неординарные меры секретности одна из его организаторов - директор астанинского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Анара ИБРАЕВА. - Мы не можем подвергать наших участников какой бы то ни было опасности. Их деятельность сама по себе рискованна, поэтому мы постарались соблюсти максимум осторожности. Здесь только проверенные люди.
Из этих же соображений Анара Ибраева попросила участников конференции “думать, прежде чем говорить”, поскольку в зале работали представители СМИ. Помимо обеспечения личностной безопасности организаторы оказывали своим клиентам еще и профессио­нальную помощь: в рамках мероприятия было проведено несколько семинаров по цифровой и финансовой безопасности, а также консультации психолога. Увы, защищающим права других зачастую самим нужна помощь.
Бороться за свои права решили всем миром. Из ближайших гостей на конференцию были приглашены эксперты из Украины и России, слушатели из Таджикистана, а также правозащитники из Ирландии. Фонд “Қадiр-Қасиет”, организовавший конференцию при поддержке Королевства Нидерландов, постарался привлечь тех, кто на деле взаимопомощи в профессиональной среде съел собаку.
Интересно, что на мероприятие был приглашен посол Голландии в Казахстане Пейтер ван ЛЕУВЕН (на снимке). К удивлению многих участников, он не только досидел до конца конференции, но и принимал в ней активное участие. В своей приветственной речи г-н посол сообщил, что Гаага будет первым городом в Евросоюзе, где начнет работать программа поддержки правозащитников.

Ремарка Пейтера ван Леувена о возможности получения временного приюта в Голландии оживила собрание правозащитников: в кулуарах живо обсуждались гаагские планы. Особенно заинтересовалась этой темой юрист филиала РОО “Шанырак” Жанара БАЛГАБАЕВА (на снимке). В своей короткой речи на конференции она сообщила, что художник Канат ИБРАГИМОВ, чьи интересы она защищает, сейчас находится за границей и ищет политического пристанища. В перерыве она обратилась к г-ну Леувену. Но поскольку тот говорил вовсе не о политичес­ком убежище, а о временном пристанище для правозащитников, мы попросили посла разъяснить этот механизм.
- Это не политическое убежище - это отдельная процедура. Будучи в Нидерландах, вы можете попросить политического убежища в соответствии с конвенцией о беженцах 1951 года. А то, о чем я говорил, - это другое. Наш МИД инициировал идею предоставления возможности временного пребывания именно правозащитникам, чья жизнь подвергается опасности. Они могут приехать в Гаагу на 3 месяца, а затем вернуться в страну и продолжить свою работу.
Что ж, видимо, в ближайшее время голландский паспорт Канату не светит…

- Без сотрудничества с государством правозащитная деятельность невозможна, - отметила на конференции руководитель представительства Фонда имени Фридриха Эберта в Астане Зауреш ШУТОВА, чем, наверное, огорчила многих участников. - Окончательное решение все равно принимает легитимная власть. У меня иногда создается такое впечатление, что правозащитники занимают позицию “против государства”, и, на мой взгляд, это ошибочно. Задача правозащитника - защищать права, а не выступать против государства.
Участники конференции, ссылаясь на собственный опыт, заявляли: часто защищать права - это значит выступать против системы. Больше 70 человек со всего Казахстана рассказывали свои истории: кого-то увольняли с работы, кого-то сажали в тюрьму, у кого-то давили на родственников, кого-то помещали в психиатрические лечебницы.
- Нас сажают, а мы устраиваем “круглые столы” и здесь с умным видом что-то обсуждаем. А как до дела доходит - молчим. Нужна корпоративная солидарность. Вот Ермек (НАРЫМБАЕВ, в розданной программе конференции фигурировал как представитель ОО “Союз рабочих и безработных Алматы”. - З. А.) отсидел два года. А мы промолчали, - посетовал Болатбек БЛЯЛОВ (на снимке) из Института демократии и прав человека. Почему я его не защищал? Да все говорили о том, что он провокатор. Мы сами навешиваем друг на друга ярлыки.

Впрочем, заезжие эксперты успокоили: ситуация усугубляется не только в Казахстане - везде. Александра ДЕЛЕМЕНЧУК, представлявшая украинскую организацию “Центр гражданских свобод”, утешила:
- Ситуация обваливается даже в тех странах, которые считались фаворитами: в Грузии, у нас в Украине. Раньше, чтобы меня услышали в Киеве, мне надо было вещать с “круглых столов” в Женеве или Брюсселе. Теперь в Киеве глохнут. Никакие заявления международных организаций не помогают ни в суде над бывшим премьером Юлией ТИМОШЕНКО, ни в других политических делах. Во время проведения Евро-2012 лидеры европейских стран заявили, что не приедут к нам на чемпионат Европы по футболу, но и это не подействовало на нашего президента (Виктора ЯНУКОВИЧА. - З. А.). Более того, он радостно пригласил Александра ЛУКАШЕНКО (президента Белоруссии. - З. А.), и они вдвоем сидели довольные в ложе на трибуне стадиона.

- С 2002 года в восемь раз увеличились случаи преследования активистов и правозащитников, - продолжил тему представитель ассоциации “Агора” (Россия) Павел ЧИКОВ (на снимке). - В декабре прошлого года мы хлопали, одобрительно кричали по случаю декриминализации оскорбления, после которой было прекращено три уголовных дела в отношении журналистов. Проходит несколько месяцев - и те же люди выходят с предложением вернуть клевету в Уголовный кодекс! И как теперь будет - непонятно. Наш капитал - это репутация, так называемый социальный капитал. Мы должны работать так, чтобы все считали, что лучше с нами не связываться. Это единственный шанс.

Зарина АХМАТОВА, фото автора, Акмолинская область

Поделиться
Класснуть