8910

Сказочные архетипы*

В Алматы российские политтехнологи делятся с казахстанскими коллегами профессиональными секретами

Итак, в Казахстане на этой неделе дан старт новому политическому сезону. И, стало быть, самое время вспомнить об инструментах и механизмах влияния властей на умы и души сограждан, незатейливо именуемых электоратом.
Про модные технологии НЛП (нейро-лингвистического программирования), коучинга и прочие заимствованные словечки политтехнологической кухни уже издана масса литературы, заполонившая полки книжных магазинов. Но что интересно - применение таких практик в политике остается за кадром познавательных телепередач и книг-самоучителей. Намедни в Алматы приехали российские основатели системы НЛП: peктop Инcтитутa НЛП Михаил ПЕЛЕХАТЫЙ, тренеры этого заведения Алексей ФИЛАТОВ и Юрий ЧЕКЧУРИН. На пресс-конференции они заявили, что хотели бы поработать с нашим президентом, тактично умолчав о других политиках. Заметили только, что неэтично пришлым людям раскрывать секреты местных. Зато в интервью нашей газете тренеры рассказали, почему ПУТИН - хозяин, ЖИРИНОВСКИЙ - шут, а НАВАЛЬНЫЙ - из бродяг.

- Вы уже вывели универсальные секреты успеха для тех, кто начинает политическую карьеру?
Юрий: Карикатуры гораздо более узнаваемы, чем фотографии, именно поэтому задачей политика является несколько утрировать свои определенные черты для того, чтобы запомниться аудитории.
Михаил: Когда мы начинаем работать с политиком, исследуем, каким образом он представлен в СМИ, составляем психологический портрет. Есть совершенно четкие черты и качества человека, которые люди либо воспринимают, либо отвергают. Например, политик в СМИ обычно представлен двумя типажами: как человек активный, который идет и делает, или как человек рефлексивный, который лишь реагирует - отвечает на действия других. Каждому - свой электорат.
Мы изучаем соответствие порт­рета, созданного архетипическим образом. Нам всем в детстве читали одни и те же сказки, и там уже есть эти образы, которые мы волей или неволей примеряем на того или иного индивидуума, в том числе и на политиков. И политик, которого можно вписать в такой образ, становится сразу явно заметным.
Юрий: Если вы внимательно посмотрите на ранние фотографии Владимира Владимировича ПУТИНА (президент РФ. - З. А.), вы увидите большие плащи, маленькую голову, на инаугурации он в сравнительно коротких штанишках, что показывает его безо­пасность для правящей элиты. Маленькие штанишки - это дети. Ведь никто всерьез не воспримет ребенка. Тогда, в начале 2000-х, надо было усыпить бдительность элиты и олигархов... Это потом образ Путина видоизменился.

- А этот ход с оголенным торсом Путина был удачной подачей? Это какой образ?
Юрий: Образ героя. И его приняли вне всякого сомнения. Мужик, да еще и непьющий, с оружием в руках, на лошади. Женский электорат был в восторге! Несмотря на то, что в определенной аудитории к этому отнеслись с иронией. Но, согласитесь, не эта аудитория все-таки определяет электоральные преимущества. То, что Путин погружался в пучины океана на подводной лодке, летал на самолете, целовал детей, гладил тигрицу и поднимал амфоры, - это как раз достаточно хорошая проработка архетипов. Герой поднимается к высотам, спускается в глубины. Побеждает зверей, спасает детей. Черты “хозяина” - вне всякого сомнения, но и черты “людоеда”.
Михаил: “Хозяин” знаменует стиль управления по обозначенным правилам, а “людоед” - стиль управления в структуре хаоса, когда правила могут меняться в зависимости от желания “хозяина”. К примеру, это образ политика Иосифа Сталина. Именно образ.
Но продолжу. Работа по НЛП в политике начинается с того, как и в какую дверь входит политик. Как он держит себя перед камерами, вплоть до того, как он выходит из зала.
Юрий: Например, кандидат в президенты России Михаил ПРОХОРОВ входил в зал на позитиве и сдувался, когда выходил. Было такое впечатление, что человек отбывает неприятную повинность. И это тоже сыграло свою роль.

- Почему вы причислили лидера ЛДПР Владимира ЖИРИНОВСКОГО к уходящим натурам?
Юрий: В силу возраста. И, вполне возможно, скоро на горизонте появится политик, который займет его нишу.

- Как этот архетип называется?
Алексей: Шут. Но нужно правильно понимать смыслы. Это не клоун. Шут находился при дворе и мог себе позволить покритиковать правителя, не получая при этом никаких тумаков. Этот архетип имеет в том числе и возрастные ограничения.
Юрий: И еще, если вы заметили, Владимир Вольфович получал постоянную поддержку от всех, кто стоял у власти.

- Давайте поговорим о российских оппозиционных политиках и протестном движении.
Михаил: Там нет идеи целеполагания, там нет каких-то конкретных целей, там главное, чтобы было не так. “Другая Россия”, а какая конкретно - непонятно. А когда цель размыта, это уже “Алиса в стране чудес”: если ты не знаешь, куда хочешь прийти, то неважно, куда ты пойдешь. Оппозиционеров не поддержали, потому что у них не было конкретных целей и задач, кроме некоего протеста, эдакая подростковая инфантильность.
Юрий: “Я не хочу, как мои родители!” - “А как ты хочешь?” - “Не знаю”.
Михаил: На архетипическом языке мы их называем “бродяги”, “плохие мальчишки”, “не похожие на других”. Более того, если они образуют какую-то группу, то внут­ри нее они тоже не похожи друг на друга, и именно поэтому среди них редко бывает согласие. Образно говоря, весь протестный электорат может поддержать полтора депутата.
Юрий: Именно поэтому в России остро не хватает выразителя среднего класса, из 200 партий нет такого человека. Здравомыс­лящие хотят понимать: как, если не так?

- Вы несколько недель проводите здесь тренинги. С особенностями местного электората уже ознакомились?
Юрий: У вас в обществе больше традиционности. Маленькая, но выразительная деталь: я у вас тут увидел плакат, который в Москве никогда бы не встретил: рядом стоят герой Великой Отечественной и герой-интернационалист, прошедший Афган. Сегодняшний Казахстан гораздо больше опирается на традиции СССР, дружбу народов, союзные ценности. Ваша политкультура - это Россия в 80-х годах, если мы правильно понимаем сегодняшний Казахстан. И это означает в том числе и то, что здесь могут возникнуть существенные проблемы при переходе власти от одного лидера к другому.

- Поскольку методики НЛП применимы не только в политике, но и в обычных взаимоотношениях людей, дайте самый простой урок для наших читателей - для улучшения взаимопонимания.
Алексей: Это очень простые, но вместе с тем действенные советы. Смотрите на того человека, с которым вы общаетесь. Когда мы приходим на встречу или говорим с близкими, мы общаемся с их образами - вспоминаем шаблоны из прошлого. В НЛП это называется “якоря”, они сильно воздействуют на наше общение.
Михаил: Если речь идет о семейных ценностях, то нужно ответить на вопрос, что важно мне и что важно человеку, с которым я живу. Например, я думаю, что забочусь о супруге, и всем своим друзьям об этом рассказываю. А спутница жизни может своим подругам рассказывать, как я ее душу назойливостью. Для меня - забота, для нее - надоедливость. Если мы не согласуем эти вещи, разрыв будет увеличиваться.
Юрий: Самая большая ошибка - ждать от любимого человека такого же отношения к себе даже в мелочах, в деталях. Зачастую такая форма любви не устраивает вашего парт­нера. Простой пример: мужу нравится, когда его поглаживают кончиками пальцев, и он так же гладит жену - а ее это раздражает. Она любит сильные объятия и так обнимает мужа - но его это нервирует. Казалось бы, проще простого: им достаточно обменяться пониманием этого, объяс­ниться. Но нам в голову не приходят такие простые вещи.

Зарина АХМАТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Наша справка

* Архетип. 1. (литерат.) - от греческого arkhe - начало и tupos - тип, образец. Первоначальный образец, прообраз кого-, чего-либо в будущем; прототип; повторяющийся сюжет или символ (общий для мифов, фольклора и литературы разных народов). 2. (лингвист.) Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших образований. 3. (психолог.) Один из наследуемых психических образов. Термин постулирован швейцарским ученым К.Г. Юнгом (1875-1961 гг.).

Поделиться
Класснуть