Маркус ЛЁНИНГ: Ваши правоохранительные органы не проявили рвения в исполнении поручений президента
Уполномоченный Федерального правительства Германии по правам человека Маркус ЛЁНИНГ (на снимке) последнюю неделю провел в Казахстане.
За это время он побывал в Астане, Алматы, Актау и Жанаозене. По итогам своего визита в четверг вечером в Алматы он дал полуторачасовую пресс-конференцию для узкого круга СМИ. Господин Лёнинг прибыл на мероприятие прямиком из аэропорта - часом ранее прилетел из Актау, где побывал на судебном процессе в отношении Владимира КОЗЛОВА.
Несмотря на то что рекомендации гостя носили дружелюбный и дипломатичный характер, для выступлений такого рода они были весьма категоричными. Любопытная деталь: посоветовав журналистам ничего не бояться, быть открытыми и исповедовать принципы гласности, Маркус Лёнинг, в свою очередь, не раскрыл представителям СМИ содержания разговоров с официальными лицами, одним из которых была депутат мажилиса Дарига НАЗАРБАЕВА.
Мероприятие началось в срок - абсолютная немецкая пунктуальность. Маркус Лёнинг начал с традиционного дипломатичного введения: культурные связи, экономическое и торговое сотрудничество двух наших стран, историческое взаимодействие, 800 тысяч этни-ческих немцев из Казахстана, театрально-политизированный режиссер Болат АТАБАЕВ, получивший недавно премию им. ГЕТЕ… Но вот и закончилась амортизационная прелюдия:
- В Жанаозене у меня была встреча с пострадавшими в результате прошлогодних декабрьских событий. Это были родители молодых людей, убитых на площади. А также еще три человека, которые получили серьезные пулевые ранения, последствия которых они переживают до нынешнего момента. Далее у меня была встреча с супругами осужденных нефтяников.
К моим функциям относится мониторинг прав человека. Я бы хотел, чтобы Казахстан провел изменения в этой сфере с таким же рвением, с которым страна сделала рывок в области экономического развития. На официальных встречах в Астане я часто слышал, что Казахстану как независимому государству всего лишь 20 лет и поэтому нельзя от него требовать такого же развития демократических прав и свобод, как от западных развитых стран. Я бы не согласился с этой точкой зрения: если брать ситуацию в Восточной Европе или Прибалтике, то в вопросах прав человека эти страны продвинулись гораздо дальше, чем Казахстан, - отчеканил Лёнинг.
Дальше спикер перешел к конкретным примерам:
- Процесс над Козловым - процесс политический. Статья, по которой он обвиняется, мне не совсем ясна, и она достаточно расплывчата. Непонятно, как по ней оценивать степень вины. Поскольку Козлов - представитель политической партии, хоть и незарегистрированной, и процесс проходит в рамках уголовного дела, то нельзя вмешивать сюда политику. На процессе я видел немало международных наблюдателей, из этого я могу сделать вывод: у многих есть вопросы по этому делу. Я бы хотел отметить, что после тех событий (в Жанаозене в декабре прошлого года. - З. А.) президент НАЗАРБАЕВ сам приезжал туда, разговаривал с людьми и дал поручение организовать комиссию по расследованию этих событий. Но создается такое впечатление, что правоохранительные органы вашей страны в своих расследованиях не проявили должного рвения. Вооруженные силы любого государства существуют для того, чтобы защищать население.
Заметим, что господин уполномоченный по правам человека не сказал больше того, о чем я написала выше, несмотря на все провоцирующие “откровения” вопросы.
На просьбу побольше рассказать о процессе над Козловым он отметил:
- Я бы не хотел говорить что-то еще на эту тему. Статья “социальная рознь”, по которой его обвиняют, достаточно абстрактная. Суд должен быть справедливым. Давать оценку гласности я не могу, у Freedom House было заявление на эту тему. Я все-таки занимался своими вопросами.
Еще одним пунктом заявления немецкого правозащитника стало пожелание какой-либо амнистии для осужденных нефтяников. И отдельные напутствия для журналистов:
- Я знаю, что многие из вас боятся за свои жизни и жизни своих родственников, - проявил дивную осведомленность Лёнинг. - Это важно, когда журналисты в условиях новых СМИ и электронных массмедиа могут высказываться свободно.
Мы попросили главного ньюс-мейкера вчера рассказать об официальных встречах, на что в ответ он сразу же посетовал:
- Мой визит начался с Астаны, всей картины у меня не было на тот момент, лучше бы я с ними (высокопоставленными столичными чиновниками. - З. А.) потом встретился. Из тех людей, с кем я встречался в столице, - омбудсмен Аскар ШАКИРОВ, посол по особым поручениям Усен СУЛЕЙМЕНОВ и депутат Дарига НАЗАРБАЕВА, а также Жаннет КЛЕТЦЕР из ОБСЕ. Естественно, власть все приукрашивает, но никто не говорил: нет-нет, у нас нет проблем.
На нашу просьбу уточнить, о чем именно состоялся разговор с Даригой Нурсултановной, радетель за свободу слова и принцип гласности отказался пересказывать приватную беседу, отметив лишь:
- Поскольку это была встреча с глазу на глаз, я не могу приводить цитат. Но могу только сказать, что большую часть разговора занимала тема прессы и не по всем пунктам мы пришли к единому мнению...
Зарина АХМАТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

