9844

Только через мой труд!

Виктор ЯМБАЕВ:
Я полностью поддерживаю увеличение рабочего дня для всего паразитарного сектора, для всех, кто соприкасается с народом.

В конце минувшей недели министр труда и социальной защиты населения Гульшара АБДЫКАЛИКОВА (на правом снимке) стала одним из главных ньюсмейкеров страны. Дело в том, что в конце августа казахстанец Жандос САРСЕНБАЕВ, обращаясь на блог к Гульшаре Наушаевне, предложил переименовать возглавляемое ею ведомство в Министерство всеобщего труда и социальной защиты населения, а также увеличить официальный рабочий день до 9 часов при пятидневной рабочей неделе.

- Да, мы такое сообщение (об увеличении рабочего дня. - В.Б.) получили, взяли для сведения, изучаем, - подтвердила нашему корреспонденту глава Минтруда. - Но мы не сидели и не разбирались пока. Хотя, наверное, многие уже подумали, что такая работа идет.
Продолжительность рабочего дня сейчас полностью соответствует международным стандартам. То, что мы взяли для сведения (обращение Сарсенбаева. - В.Б.), - это не значит, что в недрах министерства готовятся изменения. Мы любое обращение принимаем для сведения. Но, с другой стороны, любые предложения надо изучать, может, в них есть рациональное зерно.
“Почему бы Казахстану, если не довести официальную рабочую неделю до 50-60 часов в неделю, то хотя бы до 45 часов в неделю (по 9 часов в день, чтобы сохранить пятидневку)? - пишет Жандос в блоге министра. - Данные меры увеличили бы в обществе уважение к труду и создали бы более отрицательное отношение к молодым и не очень бездельникам, которые, имея здоровье, силы, время и определенные таланты, тем не менее не желают работать за небольшие, как им кажется, деньги”.
“Особую роль в практике регулирования трудовых отношений занимают международные нормы. В сфере международного трудового права Казахстан ратифицировал 19 основополагающих конвенций Международной организации труда. Действующий Трудовой кодекс РК сформирован с учетом необходимости соблюдения международных обязательств РК и баланса интересов работников и работодателей”, - ответила своему соотечественнику Гульшара Абдыкаликова. Но при этом добавила: “Ваши предложения приняты к сведению”.
Мы выяснили, что думают об инициативе Жандоса Сарсенбаева наши эксперты.

Петр СВОИК, общественный деятель:
Не занимайтесь глупостями!
- Во-первых, сошлюсь на нашего президента, который всегда делает упор не на количество, а на качество. Так вот в Казах-
стане надо поднимать не “количество труда”, а качество. Это касается так называемых самозанятых, которых надо качественно перевести в “нормально занятых”. Во-вторых, и это касается всех казахстанцев, надо поднимать качество оплаты труда через правильную пропорцию к ВВП. Ведь в развитых странах доля зарплаты населения (а это одновременно и доля
потребления) по отношению к ВВП составляет 50 процентов и бывает гораздо больше! Другими словами, именно работники наемного труда потребляют большую часть национального продукта. У нас же хорошо, если эта доля достигает 15 процентов! И это при том, что уровень цен на все жизненно необходимые товары в Казахстане такой же, как и в развитых странах.
Поэтому, прежде чем заниматься глупостями (а инициатива об увеличении рабочих часов - это откровенная глупость), лучше бы занялись тем, о чем я сказал.
Ну и, наконец, удивительно не то, что нашелся такой Жандос, который озвучил такую глупость, а удивительно то, что Министерство труда всерьез за нее ухватилось. Вот это уже показатель состояния самого министерства и всего нашего правительства.
При этом Министерство труда и соцзащиты присутствует (другого слова не назовешь) при фактическом коллапсе накопительной пенсионной системы. Ведь так называемый инвестиционный доход в системе в разы меньше, чем накопленная инфляция. А ведь в пенсионных фондах ни много ни мало 20 млрд. долларов накоплений трудящихся! И прежде чем слушать чудачества, лучше бы в министерстве взялись за свою должностную обязанность и принялись за спасение пенсионной системы.

Мурат МАШКЕНОВ, генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана:
Планируйте работу - и обрящете
- Мое мнение о 9-часовом рабочем дне отрицательное. Дело в том, что в сфере развития производства есть два пути - экстенсивный и интенсивный. Экстенсивность предполагает простое банальное увеличение продолжительности рабочего времени, которое по большому счету редко когда приводит к значительному эффекту. Учитывая сегодняшнее состояние рынка и сферу производства, сегодня даже 40-часовая рабочая неделя не вырабатывается в полном объеме, который бы хотелось иметь. Если взять разрез рабочего дня, мы найдем массу пробелов в организации производства, где не обеспечивается нужный эффект и по количеству выпускаемой продукции, и по качеству. Поэтому я за интенсивный, а не экстенсивный путь развития.
Необходимо грамотно анализировать рабочий день, вернуться к тому, от чего мы раньше ушли, - то есть к планированию производства, четкой организации и технологии, для того, чтобы при существующем режиме труда успевать выполнять все запланированные объемы работ.
Мы же сегодня однозначно отстаем в вопросах организации производства, и банальное увеличение продолжительности рабочего дня ничего не даст. К тому же это будет противоречить подходам Международной организации труда (МОТ), которые, наоборот, предполагают сохранение или сокращение продолжительности рабочих часов. Те основополагающие конвенции МОТ, которые Казахстан ратифицировал, они уже сегодня нас обязывают работать в существующем режиме. И инициатива о 9-часовом рабочем дне входит в противоречие с основополагающими нормами, которые мы уже приняли. И министерство, как мне кажется, рассматривает неправильный путь, и не в этом направлении сегодня надо работать министерству. Сегодня надо уделить больше внимания организации производства, его планированию.

Владислав КОСАРЕВ, депутат мажилиса:
За что боролись?
- Нам не надо хвататься за проблемы продолжительности рабочего дня. Ведь 8 часов - это физиологически рассчитанная норма. Человеческий организм так устроен, что он одну треть времени находится в состоянии сжатия-расжатия сердца, одну треть времени - в состоянии покоя и одну треть - в работе. Поэтому по ритму сердца и сложился рабочий день у человека.
За 8-часовой рабочий день пролетариат Европы и всего остального мира боролся многие годы. И когда мы к этому пришли, говорить о том, что это слишком мало, - это неуважение к труду человека. Нельзя допускать, чтобы человек работал сверх физиологических норм.
Людей, которые у нас вообще не работают, почти 35 процентов. Чем увеличивать часы для нынешних работников, лучше безработных занять!

Виктор ЯМБАЕВ, президент Алматинской ассоциации предпринимателей:
Идите лучше в баню!
- В малом бизнесе рабочий день вообще не нормирован. Реальный сектор экономики работает, как говорится, до последнего клиента, причем не приходя в сознание. Если есть выручка, человек будет работать 24 часа в сутки, несмотря ни на какие законы и ни на какие инспекции по труду.
Я полностью поддерживаю увеличение рабочего дня для всего паразитарного сектора, для всех, кто соприкасается с народом. Это ЦОНы, госслужащие, торговцы различными документами, в том числе разрешительными. Они должны работать долго. А членам правительства и депутатам я бы, наоборот, сократил рабочий день, чтобы они поменьше писали законов и побольше отдыхали, в волейбол играли, в банях парились. Потому что законов уже так много, что в них никто разобраться не может.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть