7360

На своих двоих

Для Димы ЛОБОДЕНКО его мама - самый лучший тренер. Ей он обязан всем. Правда, боролись они не за медали, а за каждый новый Димин шаг. Когда Нагима Самархановна услышала от врача: “Надо заказывать мальчику инвалидную коляску”, взвилась как пантера: “Ну уж нет! Мой сын пойдет своими ногами!”.

Тогда к ее словам никто не отнесся всерьез. Потому что диагноз, который поставили восьмимесячному Диме, звучал как приговор. Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма ДЦП. Поражение рук и ног приводит к тому, что ребенок не может не только самостоятельно передвигаться, но даже стоять!
Сейчас Диме 22 года. О тяжелом недуге напоминает лишь легкая хромота. В то время пока все кричали: “Это чудо!”, его мама скромно пожимала плечами: “Я же сразу говорила, что мой сын не будет сидеть в инвалидной коляске”. И только она одна знает, чего это ей стоило…
Начало 90-х. Набирала обороты эпоха всеобщего развала. На глазах обесценивалась человеческая жизнь. 32-летняя Нагима отчетливо понимала: кроме нее самой, сына никто не спасет. Она сразу уловила суть: с недугом нужно вести еже­дневную борьбу!
- Нам как назначала процедуры врач? 10 дней массажа - и перерыв! С лечебной физкультурой аналогично. Но этого мало! - восклицает Нагима. - При ДЦП мышцы нужно разминать и нагружать каждый день, иначе они атрофируются!

Ей не оставалось ничего другого, как учиться с нуля тому, без чего ее малышу было не обойтись. Когда Диме делали массаж, она на коленях умоляла массажиста, чтобы он разрешил постоять рядом. Смотрела, запоминала, дома старалась повторить. Точно так же освоила лечебную физкультуру. Вскоре Нагима уже сама смогла составить своему сыну индивидуальный комплекс упражнений, который подходил именно ему. Теперь ее “рабочий день” начинался в собственной квартире!
- В 8 утра подъем. С 9.00 гимнастика! Пока настроишься на нужный лад, на часах уже 12.00, а то и 13.00! Потом перерыв на обед и сон. И снова - упражнения и массаж. С уговорами, истерикой! Ребенок же маленький. Не понимает, зачем это все нужно терпеть! - вздыхает Нагима.
Новый жесткий график никак не сочетался с ее прежней работой художника-оформителя. Ей пришлось решать задачу, как целый месяц вдвоем прожить на мизерное пособие ребенка по инвалидности. Но зато ее усилия по избавлению сына от недуга дали первые результаты. У Димы заработали руки! А первые шаги он сделал немногим позднее здоровых детей - в год и восемь месяцев. Сначала - на носочках. Ушла уйма времени, чтобы сведенную судорогой стопу разработать так, чтобы она смогла опускаться на пятку… А потом Нагиму ждал удар - в пять лет Дима… сел!
- Однажды просто не смог встать на ножки, - вздрагивает она, как от резкого удара. - Критический момент. После такого ребенок может пойти, а может и нет. Дима пошел. А вообще при ДЦП всегда так. Мы работаем, работаем… а потом - раз! Простуда, грипп… И мышцы на ножках и ручках, как тряпочки. А это значит, что надо все начинать сначала…
Могла ли подумать Нагима, что наступит день, когда ее слабый, болезненный сын окончит по гранту лучший в Семее университет?
- Да вы что! - всплескивает она руками. - Какой вуз! Какой грант! Когда ровесники Димы шли с букетами на первый школьный звонок, перед нами стояла одна цель - не угодить в инвалидную коляску.

С первого класса Дима обучался на дому по урезанной программе. Но это ему не помешало в выпускном классе успешно справиться с пробным тестированием. И снова чудо?
- Во-первых, нельзя умалять силу само­образования, - улыбается Дима. - А потом моя мама - самый лучший в мире преподаватель и репетитор!
Нагима хохочет:
- Да уж! Я сама окончила казахскую школу, а с Димой еще и русскую! У себя в школе учила немецкий язык, а с сыном заговорила на английском!
Чтобы получить допуск к сдаче ЕНТ, Диме пришлось пройти две комиссии. Одну - в студенческой поликлинике, другую - в школе. А когда уже стали известны результаты ЕНТ, произошел казус. Дима указал в анкете своим любимым предметом географию. Ему и отдали грант на отделение “геодезия и картография”! Когда Нагима представила, как ее сына, которого она едва спасла от инвалидной коляски, отправят в геодезическую экспедицию в голую степь, чуть не потеряла сознание. Но как отказаться от гранта?
За четыре года учебы в вузе Дима и в экспедициях во время практики не раз бывал, и на равных с товарищами справлялся с другими тяготами студенческой жизни.
- Я никогда не сидел за школьной партой, а тут сразу три-четыре пары каждый день, - вспоминает он. - С непривычки очень сложно! Без пропусков и опозданий - и в мороз, и в гололед! Для меня не делалось никаких поблажек.
Чтобы удержать грант и не лишиться стипендии, Дима, как лев, боролся за хорошие оценки! Он начал даже пропускать тренировки в зале бодибилдинга Дворца молодежи, куда ходит с 16 лет.
- Хотя он вырос, ему жизненно необходимо поддерживать мышцы в тонусе. Хорошо, что у нас есть свой тренажерный зал, - радуется Нагима.
Вижу “стенку”, телевизор, диван… А где же тренажеры?
- В магазине спорттоваров! - смеется Дима. - Хожу туда, как в музей. Цены для нас нереальные. Многофункциональный тренажер моей мечты стоит почти 200 тысяч тенге!
Мама с сыном ловко поигрывают чугунными гирями с гантелями советских времен и снарядами, доступными им по цене, - за 6-8 тысяч тенге. Вот их тренажеры!

… Шесть лет назад Нагима привела Диму в центр по социальному обслуживанию для детей с ограниченными возможностями. Со временем он перестал туда ходить, а она осталась - работать. Теперь Нагима Самархановна социальный работник. Ее подопечные - семьи с детьми с диагнозом, как у ее сына, - ДЦП.
- Я пытаюсь донести до мам: только от вас самих зависит здоровье вашего ребенка, - говорит она. - Развивайтесь, растите, учитесь! Вот съездят в Китай на деньги спонсоров и удивляются: “А почему он не ходит?”. А что вы хотели? Это же кропотливая ежедневная тяжелая работа. Над собой - в первую очередь! Я через это сама прошла. Я знаю.
Нагима всегда помогала сыну. Сейчас он помогает ей. У нее был один подопечный. Парню 16 лет. Никуда не выходил, ни с кем не общался. Забьется в уголок и сидит…
- Пытаюсь его заинтересовать, но на каждый мой вопрос унылый взгляд исподлобья: “А оно мне надо?” - вспоминает она. - И тут ему говорю: “Знаешь, мой сын такой же, как ты. Он ходит на бодибилдинг. Я тоже тебя туда запишу”. Смотрю, у него глаза загорелись! Говорю вечером Диме: “Походи с ним, покажи упражнения”.
Дима улыбается:
- Как он быстро втянулся! Верен бодибилдингу и сейчас. Тренажеры подняли его на ноги. Ходит с костылями. Но очень быстро! Не могу его узнать! Сейчас он любит общаться с людьми, занимается сетевым маркетингом, и его не застать дома!
Диме ли не знать, как важно не сидеть сложа руки и верить в себя. Так воспитала его мама…

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, тел. 87055245953, e-mail: lana_semey@mail.ru, Семей

Поделиться
Класснуть