13669

Рождение абсурда

Врач высшей квалификационной категории, акушер-гинеколог с 30-летним стажем работы Мария АЙМАКЕНОВА (на снимке) преодолела страх перед конт­ролирующим органом и отправилась в суд за защитой своего доброго имени.

Честно говоря, эту историю можно было бы охарактеризовать всего одним словом: абсурд. Однако обстоятельства ее настолько странны и возмутительны, что буквально сами просятся на бумагу. Опытного врача вознамерились привлечь к уголовной ответственности специалисты Костанайского облдепартамента комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава РК (ДККМФД). Они учинили внеплановую проверку деятельности врача и поликлиники №3 Костаная. Только врач о том знать ничего не знала…
Впрочем, ей было известно, что одна из пациенток написала жалобу после того, как родила мертвого ребенка на раннем сроке. Ни для кого не секрет: каждый подобный случай страшно портит статистику, показателями которой так дорожит наш Минздрав. Вот и вышла на этом фоне не обычная история трудных взаимоотношений врача и пациента, а наглядная иллюстрация истинного отношения чиновников к лекарям.
…Ох, и намучилась же Мария Бахиткереевна с той больной (по вполне понятным причинам имя ее мы не указываем). Она слишком поздно встала на учет (в 18 недель вместо двенадцати), страдала хроническими болезнями (пиелонефрит, гипертония и ожирение), а вскоре устроила себе и людям волнения иного - уголовного - порядка.
- В конце апреля мне позвонил следователь полиции, - рассказывает Аймакенова, - и предложил прийти в его кабинет. Спрашиваю, зачем. Мне ответили, что нужно поговорить по поводу моей пациентки, против которой возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве. Я предложила следователю самому прийти ко мне в больницу, так как свободным временем не располагаю из-за большой загруженности на работе. Однако мне было заявлено, что помощь следствию - мой граж­данский долг.
Марию Бахиткереевну в полиции спросили: может ли ее пациентка быть допрошена в ходе следственных действий. Аймакенова, основываясь на своих наблюдениях за здоровьем беременной, пояснила: скорее да, чем нет. Ее мнение задокументировали, а потом предъявили обвиняемой. Надо ли говорить, что это вызвало у подследственной взрыв гнева. Все, что она думает по поводу этой “подставы”, она высказала врачу и… отказалась от медицинского наблюдения за ходом своей беременности и состоянием здоровья.

В амбулаторной карте этой пациентки зафиксировано все - не только ее походы в поликлинику и лечение в дневном стационаре, но и полтора десятка визитов медсестры домой к этой женщине. Каждый такой визит, в свою очередь, описан в патронажном листе акушерки. Вот несколько цитат:
“28.04.12 - женщина обещает лечь в городской роддом;
29.04 - не легла по семейным обстоятельствам;
2.05 - женщина обещает прийти 3.05;
7.05 - женщина уезжает по личным делам в
г. Рудный, приглашена на прием;
8.05 - квартира закрыта, оставлена записка, приглашена на прием, не звонит, не отвечает;
21.05 - отказывается наблюдаться, говорит, что пойдет в женскую консультацию;
23.05 - со слов по телефону хорошо себя чувствует, обещает прийти”.
А 29 мая в результате экстренной госпитализации она родила мертвого ребенка, потеряв последнюю “линию обороны”, которой ограждалась от силовиков, расследовавших ее уголовное дело. Уже в июне она пишет жалобу на врача Аймакенову в ДККМФД. Двухнедельные разбирательства, проведенные во время трудового отпуска врача, завершились актом, в котором в вину Аймакеновой ставится отсутствие наблюдения за пациенткой. При этом указано: “Материалы проверки будут переданы в УВД г. Костаная для установления в деяниях врача состава уголовной ответственности”.
Главный акушер-гинеколог Костанайской области Иван ЯНЦЕН, комментируя по нашей просьбе эту ситуацию, заявил:
- Полностью поддерживаю решение врача идти в суд с иском к ДККМФД. То, что сделали независимые эксперты в рамках этой проверки, - абсурд, бред какой-то. В конце концов, все их выводы малограмотны. А если в комитете контроля считают, что сам человек не должен нести ответственности за свое здоровье, то пусть вспомнят о нормах законодательства, которые предписывают гражданам нести за это солидарную ответственность.

Мнение Аймакеновой о том, что эта история - пример новой “охоты на ведьм”, поддерживает и Янцен. Он тоже говорит о минздравовском недовольстве существующей медицинской статистикой и стремлением снизить ее любой ценой.
- Судите сами, - говорит он, - у нас сейчас ребенком считается плод, достигший веса 500 граммов. Чтобы его такого выходить, нужны огромные деньги и аппаратура с медикаментами, которые стоят еще больше. В том, чтобы все это было раскуплено, заинтересованы производители-гиганты. Вот они и говорят нам о соображениях гуманности! И конечно, эта история, в которой фигурирует мертворожденный 800-граммовый ребенок, сразу стала скандалом только по этой причине и послужила толчком к травле хорошего врача и добросовестного специалиста. А где справедливость? Где объективность? Или контрольный комитет, презрев очевидные факты, просто выполняет какой-то свой план по привлечению к ответственности врачей?..
Разговора с директором Костанайского ДККМФД Баян МОЛДАХМЕТОВОЙ у меня почти не вышло. Поначалу бодро отвечавшая на мои вопросы (упреждая возможные нападки, сообщу: наша телефонная беседа записана на диктофон) Баян Салыковна заявила, что сотрудники департамента готовы отстаивать в суде свою позицию. Но когда я спросил: “А где логика? Если в акте есть множество доказательств добросовестного исполнения Аймакеновой своих обязанностей, то почему документ заканчивается выводом о необходимости привлечения ее к ответственности?” - г-жа Молдахметова признала, что она “не совсем в курсе, потому что только что вышла из отпуска”. Она попросила меня позвонить позже, сама назначила час беседы, но… на связь так и не вышла. Что ж, к таким разводам журналистам не привыкать. Но тогда уж и контро­лерам придется привыкнуть к повышенному вниманию к их работе и огласке некоторых аспектов их деятельности.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть