11274

Почему люди не умеют летать?

Недавно президент “Эйр Астаны” Питер ФОСТЕР (на снимке) заявил, что не считает цены на авиабилеты внутри Казахстана завышенными. Также сын туманного Альбиона посетовал на высокую стоимость услуг аэропортов. При этом г-н Фостер почему-то умолчал о том, что “Эйр Астана” имеет очень хорошие льготы в воздушных гаванях Казахстана.

“Хотелось бы исправить неправильное мнение, сложившееся о том, что цены в авиакомпании “Эйр Астана” очень высокие, - цитирует слова Питера Фостера портал Tengrinews.kz. - Если сравнить средние тарифы нашей авиакомпании на соответствующих по протяженности маршрутах в Европе и даже в России, то станет очевидно, что наши цены не только не выше, но даже ниже или, по крайней мере, сопоставимы”.

Глава авиакомпании заявил, что “Эйр Астана” страдает от высоких тарифов на авиакеросин и услуги аэропортов.
“Тарифы на услуги аэропортов в Казахстане очень высокие, если сравнивать со средними мировыми и европейскими. Но “Эйр Астана”, находясь под таким давлением и работая с такими высокими тарифами аэропорта, тем не менее намерена дальше сохранять тарифы на прежнем уровне и не планирует их повышать”, - добавил Питер Фостер.
Мы попросили наших экспертов прокомментировать слова английского специалиста.

Дмитрий ДУШИМОВ, бывший командир алматинского авиаотряда, экс-президент авиакомпании “Эйр Казахстан”:

- Конечно, я, как любой обыватель, скажу, что у “Эйр Астаны” очень дорогие билеты, и это будет правдой. А какие пути снижения стоимости билетов? Тут много вариантов. Ладно, стоимость обслуживания в аэропортах и топлива не зависит от авиакомпании. Наверное, тогда нужно пересматривать ее внутренние расходы. Например, в “Эйр Астане” работает много иностранцев - у них приличные зарплаты и соцпакет. Нам же нужно делать упор на свои кадры. “Эйр Астана” постоянно вытаскивает свой козырь - мол, наши не владеют английским языком на должном уровне. Интересная картина: вьетнамцы, корейцы, китайцы, монголы могут летать по всему миру, а мы нет? Что мы, неполноценное государство, неполноценный народ? Это уже расизмом попахивает. Если узбеки могут освоить английский, неужели мы не можем?

Танирберген БЕРДОНГАРОВ, общественный деятель:

- Это извечный спор - что дорого и что дешево. В мире у людей уровень благосостояния разный, посему этому вопросу быть всегда. Что считают недорогим одни, то считают недоступным для своего кошелька другие. И уровень жизни в Казахстане в целом ниже, чем в экономически состоявшейся Европе, поэтому цены на билеты “Эйр Астаны” нужно мерять уровнем материального достатка людей, ну и другими факторами. Например, стоимостью топлива. Возьмем, к примеру, любимую казахстанцами Турцию. Стоимость одного литра бензина там 2,5-3 евро. У нас - 106 тенге (меньше 1 евро . - В.Б.) Соответственно, авиакомпания Turkish Airlines тратит несоизмеримо больше на авиатопливо, чем “Эйр Астана”.
Также “Эйр Астана” не имеет каких-либо состоявшихся конкурентов на нашем рынке. Хотя понятна позиция “Эйр Астаны”, которая не хочет терять показатели доходнос­ти своего предприятия.
В общем, спор о стоимости билетов будет продолжаться до тех пор, пока на рынке Казахстана “Эйр Астане” не составит конкуренцию альтернативная авиакомпания.

Кобланды ТУМЫШЕВ, первый вице-президент АО “Международный аэропорт Алматы”:

- Наши аэропорты сами не устанавливают тарифы, какие захотят, - их регулирует АРЕМ. А компетентность АРЕМ под сомнение ставить нельзя. При этом мы оказываем некоторые виды услуг, тарифы на которые не менялись с 2005 года.
У “Эйр Астаны” в аэропорту Алматы очень хорошие, я бы даже сказал эксклюзивные, условия. Судите сами: многие услуги аэропорта “Эйр Астана” забрала себе и сама их предоставляет. Мы говорим руководству авиакомпании: отдайте эти услуги нам, мы их будем оказывать по такой же цене, по которой это обходится вам. Но конструктивного разговора на эту тему не получается. Непонятно, зачем из авиакомпании делать монстра, который занимается не только самолетами, но и другими хозяйственными делами, которые отвлекают от основной работы? Вместо этого они могли бы усилить свою техническую часть, потому что самолеты у “Эйр Астаны” все время ломаются, отчего и случаются задержки.
Например, “Эйр Астана” сама обрабатывает самолеты от снега и льда. Для этого она содержит штат, имеет свои машины, покупает антиобледенительную жидкость. Но что получается? Примерно половина самолетов, которые обслуживаются в аэропорту Алматы, относятся к “Эйр Астане”. Вторая половина - все остальные. При этом у аэропорта восемь машин, которые очищают воздушные суда от снега и льда, а у “Эйр Астаны” - две или три. Также авиакомпания сама осуществляет встречу и выпуск самолетов, регистрацию пассажиров. В общем, авиакомпания занимается несвойственными ей функциями и сотрудничает с аэропортами на льготных условиях.
При этом “Эйр Астана” платит очень дорого за аренду самолетов лизингодателям. На эти деньги за несколько лет можно купить самолет в собственность! И все эти расходы заложены в стоимость авиабилетов.
Авиакомпания сетует на дорогой керосин. При этом во всех аэропортах Казахстана у них свое топливо. Только в Алматы “Эйр Астана” хранит 4,5 тыс. тонн керосина в месяц, причем не платит за это. Когда мы покупали российское топливо по 140-150 тыс. тенге за тонну, “Эйр Астана” приобретала эксклюзивный казахстанский керосин по 65 тыс. тенге.

Белла ТОРМЫШЕВА, вице-президент по связям с общественностью АО “Эйр Астана”:

- Сравнение средних цен на внутренние перелеты казахстанского перевозчика с российскими и европейскими авиакомпаниями, предоставляющими полный сервис, показывает, что цены в Казахстане на сопоставимые расстояния во многих случаях ниже, чем у данных авиакомпаний. К примеру, стоимость билетов по маршруту Москва - Санкт-Петербург в экономклассе составляет от 86 до 730 долларов в одну сторону, тогда как тарифы казахстанской авиакомпании по маршруту Алматы - Астана от 87 до 173 долларов.
Аналогичная ситуация, если сравнивать цены “Британских авиалиний”, “Люфтганзы” и других авиакомпаний на внутренние перелеты в Европе. Однако в Европе в отличие от Казахстана есть низкобюджетные авиаперевозчики. Условием для существования низкобюджетных авиаперевозчиков являются:
1) территория с большой плотностью населения,
2) наличие второстепенных аэропортов и дешевых поставщиков услуг наземного обслуживания,
3) высокий темп эксплуатации самолетов.
К примеру, в Европе самолет может быть подготовлен к выполнению следующего рейса за 20 минут, в казахстанских аэропортах - минимум за час-полтора. В результате европейские перевозчики достигают максимально эффективной экс­плуатации самолета. Еще одним препятствием для снижения средних цен является антимонопольное регулирование. Устанавливая предельные цены в экономклассе, снижаются возможности авиакомпании по применению более гибких ценовых механизмов. Например, у европейской авиакомпании “Райан Эйр” большой диапазон цен, таким образом, авиакомпания остается на плаву. Минимальная цена может начинаться от 15 евро и достигать 300 евро на маршрутах сопоставимой протяженности с рейсом Алматы - Астана. Кроме того, дешевые тарифы низкобюджетных авиакомпаний, как правило, имеют маркетинговую направленность. Вместе со всеми дополнительными сборами - за дополнительное место багажа, напитки, еду, выбор места в салоне самолета, онлайн-регистрацию на рейс и т.д. - окончательная стоимость билета может сравняться или даже превысить цены авиакомпаний полного цикла.
Во время конференции Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Астане, Тони ТАЙЛЕР, генеральный директор организации, призвал правительство Казахстана следовать принципам Международной организации гражданской авиации (ICAO) и ликвидировать различие в уровне сборов по внутренним и международным рейсам. По его словам, обслуживание разворотного рейса на самолете Airbus A320 в аэропорту Алматы на 18% дороже аналогичного обслуживания в аэропорту Европы. В случае обслуживания самолета Boeing 767 разница достигает 43%. Беспокойство еще более усиливается, когда наблюдается рост расходов вместо создания более конкурентоспособных условий. Поэтому IATA выступает за обеспечение прозрачного процесса консультаций по согласованию сборов и принятию крупных инвестиционных решений. К примеру, “Эйр Астана” вынуждена покупать авиатопливо самостоятельно, так как цены, которые предлагают казахстанские аэропорты, в большинстве превышают его рыночную стоимость.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Вместо P.S.

В минувший четверг “Эйр Астана” сообщила, что с 20 сентября 2012 года компания снижает на 5 процентов предельные цены на авиабилеты в экономклассе на внутренних рейсах.
Причина - уменьшение стоимости авиакеросина в Казахстане примерно на 20 процентов за последние три месяца. В результате, например, по направлению Алматы - Астана самая высокая стоимость авиабилета в экономклассе в одну сторону снижена с 27 435 тенге до 26 063 тенге, то есть на 1372 тенге.

Поделиться
Класснуть