8074

Александр КНЯЗЕВ, политолог: Утопающие, спасайтесь сами!

Cтарший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр КНЯЗЕВ (на снимке) уверен: региональная безопасность - это не только укрепление общих рубежей и грамотная антитеррористическая политика, но и правильный подход к интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Кстати, именно интеграционная тема усиленно обсуждалась на всех политических и околополитических тусовках последних недель. Быть или не быть Евразийскому союзу? А если быть, то как избежать его превращения во “второй СССР”? Пожалуй, это главные вопросы интеграционных дебатов. Вот что думает об этом российский политолог.

- Александр Алексеевич, в казахстанском обществе мнения относительно интеграционного процесса в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства разделились. Хотя концептуально решение уже принято, и многие воспринимают эти дискуссии как махание кулаками после драки. Тем не менее ответьте на главный для большинства вопрос: может ли для Казах­стана это решение обернуться экономическими преимуществами?
- Во-первых, мнения разделились не в обществе (будь оно казахстанское, российское или белорусское), а в политических и бизнес-элитах ну и в обслуживающих их интересы социальных структурах - среди экспертов, журналистов…
Это решение должно для всех обернуться экономическими - и не только - преимуществами. Экономический рост влечет за собой рост уровня жизни и т.д. Но это в теории. На практике же без проблем не бывает, а проблемы в данном случае (как, впрочем, и в большинстве других) порождаются как раз этим “политическим классом”, в первую очередь его чиновничьей составляющей. Если Казахстан проигрывает какие-то переговорные позиции, то на первый взгляд возникает вопрос: это происходит “благодаря” московским или минским чиновникам или все-таки их коллегам из Астаны? Но это вопрос риторический: понятно же, что производственный потенциал России в разы превышает казахстанский. Нужно не плакаться по поводу некой “товарной экспансии” российских производителей, а давать своим производителям преференции, способствующие развитию. А теперь скажите: помимо сырьевого сектора много ли хотя бы навскидку вы сможете назвать отраслей в производящем секторе экономики или хотя бы предприятий, способных легко конкурировать с российскими или белорусскими и, в свою очередь, завоевывать российский и белорусский рынки? Да, есть такие примеры, но они единичны. А ведь смысл Таможенного союза - в поддержке собственного производителя. Это азы, это главное. Наш Таможенный союз пока частично выполняет не самую главную задачу - защиту своего совокупного (тройственного) производителя от внешней (прежде всего китайской) товарной экспансии. Это важно, это хорошо, и суть интеграции трех стран в том, что каждой в отдельности это было бы сделать значительно труднее, помимо сугубо экономических тут включаются и политические факторы, противодействие слишком сильно, и сумма усилий однозначно будет результативнее индивидуальных стараний РФ, РБ или РК. Но защита от внешней экспансии является лишь условием решения главной задачи (я о поддержке собственного производителя). Вот здесь-то пока подвижек не видно, и у России в том числе. Российский производитель пока начинает доминировать на казахстанском рынке “исключительно за счет простого арифметического превосходства. Это преходящее достоинство” очень быстро сойдет на нет, если ваше государство создаст условия для эффективного инновационного развития собственных производителей.

- Эх, вашими бы устами… Несколько недель назад в прессе появились сообщения о том, что в Москве в трехстороннем порядке прошли обсуждения по формированию наднационального парламентского органа. НАРЫШКИН даже озвучил концепцию его формирования в рамках Евразийского союза. Позже Ерлан КАРИН - секретарь партии власти - в интервью нашей газете опроверг тот факт, что договоренности уже достигнуты. Из его дипломатичного выступления можно было понять - российская сторона “погорячилась”, в Казахстане против такого парламента…
- А еще раньше бывший замглавы администрации президента Казахстана, а ныне депутат мажилиса Маулен АШИМБАЕВ призывал коллег обсудить инициативу с представителями законодательных органов Киргизии и Таджикистана. Можно привести массу цитат, иллюстрирующих мнение на сей счет самого президента Казахстана. Озвученное же Кариным - кстати, совсем не дип­ломатичное мнение - это позиция определенной группы казахстанской элиты (его принадлежность к партии власти в данном случае не имеет значения). Синхронно с Кариным похожим образом выступил и Айдос САРЫМ (общественный деятель. - Ред.), а заодно и советник президента Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ. Примечательно, что все эти высказывания предваряли прошедший в Павлодаре IX форум межрегионального сотрудничества. Я не исключаю, что это была попытка как-то повлиять на переговорный процесс.

- Есть ли у Казахстана шансы преломить ситуацию в переговорном процессе, несмотря на явный прессинг северного соседа?
- Не нужно ничего “преламывать”. Казахстанские чиновники, работающие в данном направлении, должны просто качественно работать, исходя из национальных интересов страны.

- Четыре месяца назад наша газета, опираясь на конкретные факты, описала, как наши чиновники, отвечающие за интеграциональные процессы, отстаивали интересы своей страны. Через 15 недель (!) мы получили письмо от госпожи министра по делам экономической интеграции Жанар АЙТЖАНОВОЙ с требованием опровержения...
- Козьма Прутков говаривал: на зеркало неча пенять… Нападки на прессу взамен реальной продуктивной работы - лучший показатель импотентности чиновников. Их нужно просто менять.

- Многие аналитики говорят: прежде чем браться за евразийскую интеграцию, стоило бы навести порядок в своем “малом доме” - в Центральной Азии. Может быть, они правы?
- История уже показала - кооперация в регионе возможна только при участии внешнего “интегратора”, на роль которого могут претендовать немногие: это Китай, Россия, США. Для США этот вопрос - из разряда сиюминутной геополитической конъюнктуры. И, потом, какие гарантии безопасности могут дать региону в целом и Казахстану в частности США, едва уносящие ноги после фактического поражения в Афганистане? Спасение утопающих - дело рук самих утопающих, написали когда-то классики. Существующая система региональной безопасности, в которой работают ОДКБ, ШОС, малоэффективна, но ее нужно совершенствовать - иного не дано.

- Так куда податься Казахстану, чтобы никто террористического зла на страну не затаил?
- Собственно, я уже ответил. Выбор прост: Россия или Китай. Но есть еще площадка ШОС, на которой противоречия России и Китая решаются компромиссно или, по крайней мере, политическими, мирными методами, без ущерба для стран Центральной Азии. Интересы США в регионе противоречат как китайским, так и российским. Нужна ли Казахстану конфронтация с РФ и КНР? Вот и выбирайте.

Зарина АХМАТОВА, zarina@time.kz, фото из личного архива Александра КНЯЗЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть