“Герои” устали
“Информационная тактика силовиков: изоляция или активизация?” - таким риторическим вопросом открылся в четверг новый дискуссионный сезон в клубе Института политических решений. Впрочем, вопрос в свете недавней инициативы ведомства Минкультинформа - создать пул журналистов, получающих информацию для освещения чрезвычайных происшествий только с подачи официальных структур, - становится интересным.
Любой журналист может долго - в лицах и красках - рассказывать, каково это - добиваться от силовиков какой бы то ни было информации. Это, безусловно, не добавляет доверия к “компетентным органам” как у прессы, так и у общественности.
Согласно опросу, проведенному Институтом политических решений в 16 городах Казахстана, 26,9 процента опрошенных не доверяют информации официальных пресс-служб. По уровню доверия и обращения пресс-службы как источник информации стоят после социальных сетей и слухов!
Каждый четвертый казахстанец не верит официальной информации силовиков, рассказала, презентуя социсследование, Жулдыз АЛМАТБАЕВА, аналитик ИПР:
- Силовикам нужно помнить, что в информационном взаимодействии с населением СМИ для них - партнеры. Но, судя по всему, этого понимания сегодня нет. Уверенность в защите со стороны государства чувствуют 43,2 процента опрошенных казахстанцев. При этом больше всего доверяющих оказалось в Астане, меньше всего - в Актобе. Вероятность повторения терактов допускают 41,9 процента опрошенных - это в целом по стране. В Актобе таких 94 процента. В Кызылорде 30,3 процента опрошенных заявили, что совершенно не информированы о работе силовых органов по противодействию терроризму или экстремизму.
Другой спикер - главный редактор интернет-журнала Vlast.kz Вячеслав АБРАМОВ заметил:
- У журналистов, по большому счету, ограничен круг источников информации о терактах - это официальная информация, неофициальные источники в органах, очевидцы и очень редко - сайты террористов. Необходимо понимание того, что долгое отсутствие официальной информации порождает масштабную волну слухов, которые исходят в основном от очевидцев и тех, кто выдает себя за них.
Абрамов презентовал интересную подборку, демонстрирующую “оперативность” предоставления информации о терактах и ЧП.
2011 г., Астана, взрыв у СИЗО - информация предоставлена спустя 10 часов после события.
2011 г., Атырау, взрывы у жилого дома и акимата - информация предоставлена спустя 3 часа после события.
2011 г., Тараз, теракт - информация предоставлена спустя 8 часов после событий.
2011 г., беспорядки в Жанаозене - через 10 часов после события.
2012 г., Алматинская область, спецоперация в поселке Тан - через 2 часа.
2012 г., Атырау, спецоперация в поселке Коктем - через 50 минут.
Последний случай - несомненный рекорд, который, к сожалению, не тянет на закономерность. Для сравнения - в 2005-м после теракта в лондонской подземке подданные Ее Величества получили официальную информацию через 20 минут, а после теракта БРЕЙВИКА население Норвегии оповестили на пять минут быстрее. По словам Абрамова, избежать слухов полностью невозможно, но их можно хотя бы минимизировать. Однако о том, какое отношение к этому у силовиков, стало понятно по их отсутствию на мероприятии.
По словам Жулдыз Алматбаевой, целый месяц она приглашала силовиков прийти на дискуссию - тщетно.
- Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно, - вздохнул модератор клуба Ерлан СМАЙЛОВ, - таких моментов было много. Мы звоним в один отдел, слышим, как они спрашивают у кого-то среди своих: “Кто-то от нас может пойти и нормально рассказать? Нет? Спросите у других - у них есть кто-нибудь нормальный? Тоже нету?”
“Нормальных”, судя по всему, не нашлось не только в этих ведомствах, но и в профильных комитетах сената и мажилиса, которым организаторы дискуссии тоже звонили...
Особое возмущение собравшихся вызвало информационное сопровождение (точнее, его отсутствие) трагедии в Иле-Алатауском национальном парке.
- Это удивительная была ситуация. С утра “прокачивалась” информация, что под Алматы вырезали больше десятка людей, но никто даже не посчитал нужным предупредить - не ходите в горы, там непонятно что творится! Я считаю, им наплевать! - негодовал, поправляя модный оранжевый галстук-бабочку, Ержан СУЛЕЙМЕНОВ, руководитель Института медиастандартов.
Генерал-майор запаса Амирбек ТОГУСОВ возмущался не меньше:
- Мы жертвы некорректной информационной работы силовых структур! Каждый вынужденно становится Шерлоком Холмсом, вооружившись дедукцией, индукцией, и проводит собственное расследование. Становимся этим... Фандориным и рисуем свой гамбитский... тьфу... турецкий гамбит! Мы же не слышим - что произошло после с выжившим подозреваемым в терроризме. Где этот весь арсенал, который у них изымают и рапортуют? У каждого оружия есть “фамилия”, номер. Почему они не объявляют, у кого это было, кто использовал оружие? Постоянно говорят о религиозной литературе на брифингах - так у меня дома тоже есть эта религиозная литература! Коран, Ветхий Завет, книги про традиции. Меня что, тоже можно объявить террористом?!
Обсуждение продлилось два часа. Выступали психологи, служители церкви, журналисты, программисты, рекламщики, политологи, экологи. Не было только главных действующих лиц.
На вопрос, что же делать, ответа так и не последовало. Вместо этого все тот же Абрамов добавил к портрету силовиков последний штрих:
- Сразу после событий в Атырау пресс-секретари областной полиции и прокуратуры ушли в отпуск. Оба! Одновременно!
И то правда, вдруг завтра война, а они - уставши...
Зарина АХМАТОВА, zarina@time.kz, фото Каната ОСПАНОВА, Алматы

