Айгуль СОЛОВЬЁВА, депутат мажилиса: Прозрачней надо, ребята!
В минувшую пятницу на заседании республиканского общественного антикоррупционного совета при партии “Нур Отан” руководитель экспертной комиссии, депутат мажилиса Айгуль СОЛОВЬЕВА (на снимке) озвучила шокирующие цифры нарушений и коррупционных преступлений в сфере госзакупок.
- Айгуль Сагадибековна, за последние три года в законодательство о госзакупках вносились десятки поправок, и тем не менее эта сфера, судя по вашему выступлению, остается коррупционной. В чем причина?
- Действительно, с момента принятия Закона “О государственных закупках” в ноябре 2009 года он изменялся и дополнялся около 20 раз. С июля 2012 года закупки проводятся в электронном формате.
Объем госзакупок в 2011 году - почти 2 триллиона тенге. Всего было проведено более 2,3 млн. конкурсов, 41 тысяча 234 из них на сумму свыше 527 млрд. тенге признаны несостоявшимися. Это говорит либо о недостаточной подготовке и слабой работе подразделений, обеспечивающих государственные закупки, либо о недобросовестности участников конкурса.
Проведенный нами анализ выявил ряд системных предпосылок для нарушения законодательства о государственных закупках, в том числе - противоречия в самом законе. Есть сомнения как в оптимальном и эффективном расходовании бюджетных средств, так и в предоставлении предпринимателям равных возможностей участия в конкурсах.
Посудите сами, только по данным органов финансового контроля, в 2011-м и в первом полугодии 2012 года выявлено нарушений на 351,3 млрд. тенге, из которых 147 млрд. приходятся на Астану, свыше 65 млрд. - на центральные аппараты министерств, на город Алматы - 20,8 млрд. тенге. Уже удовлетворено 129 исков о признании договоров недействительными.
- Разве выявленные нарушения не являются уголовно наказуемыми? Почему материалы не передаются в органы финансовой полиции, а рассматриваются в гражданском порядке?
- Только в прошлом году в правоохранительные органы передано 320 материалов, за шесть месяцев 2012-го - 104 материала, но реакция финансовой полиции на выявленные нарушения оставляет желать лучшего. Например, по Астане в финансовую полицию было направлено 43 материала, содержащих признаки уголовного преступления, многие из которых не были поддержаны органом преследования или принятие решений просто затягивалось.
В 2011-м за нарушения законодательства привлечено к дисциплинарной ответственности 1544 физических лица и от занимаемой должности освобождены 8, а за I полугодие 2012 года привлечено 641 лицо и отстранены 5.
- Действительно ли система госзакупок построена на откатах, о чем зачастую говорят участники тендеров?
- Социологические исследования Фонда стратегических разработок показали: примерно каждая пятая компания в Казахстане выплачивает чиновникам за “понимание” так называемые “откаты”. Причем 93 процента респондентов отметили, что коррупционность системы госзакупок напрямую связана с отсутствием прозрачности в деятельности госорганов, 86 процентов опрошенных считают, что причиной тому являются слабый контроль и неадекватные меры наказания, более 80 процентов участников назвали законодательную базу страны несовершенной.
- Неужели контролирующие органы до сих пор не могут выявить и пресечь теневые схемы при проведении конкурсов?
- Могут и должны, поскольку коррупционная схема при проведении государственных закупок примитивна до безобразия. Проблема в том, что лоббирование аффилированных предприятий практически всегда осуществляется путем сговора с должностными лицами. Дошло до того, что фирмы-победители сами составляют техническую спецификацию при подведении итогов тендера, после чего незаконно отклоняются заявки других потенциальных участников! Затем включается незамысловатый механизм нарушения процедуры заключения договоров и их ненадлежащее исполнение, а все в результате заканчивается оплатой за невыполненный объем работ и присвоением бюджетных денег путем обнала через подставные фирмы.
- Может быть, у вас есть конкретные примеры?
- Далеко за ними ходить не надо! Приобретенное медицинское оборудование стоимостью 1,8 млрд. тенге не используется, а объект РГП “Научный центр педиатрии и детской хирургии” стоимостью 6,4 млрд. тенге не введен в эксплуатацию. По Министерству здравоохранения в целом установлены факты покупки оборудования по завышенным - до четырех раз! - ценам, не осваиваются местными исполнительными органами средства, выделенные на обеспечение и расширение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на сумму 364,4 млн. тенге.
В Министерстве охраны окружающей среды при реализации 12 бюджетных программ не освоено 436,2 млн. тенге из-за отклонения конкурсной комиссией заявок потенциальных подрядчиков.
Анализ госзакупок в сфере чрезвычайных ситуаций помог выявить 27 коррупционных преступлений. Директор ДГП “НИЦ по технической безопасности нефтегазовой промышленности, геологии, нефти и газа” МЧС РК г-н КАПАХОВ систематически заключал фиктивные договоры и растратил бюджетные средства на сумму более 5 млн. тенге.
Выполнять общественно и социально значимые проекты в сфере, заведомо предполагающей публичность и открытость, чиновники Министерства культуры умудряются со значительными нарушениями. За два месяца 400 млн. тенге бюджетных средств собираются потратить на сомнительные мероприятия, не имеющие социального эффекта. Это не может не вызывать, мягко говоря, недоумение.
Последние события в Атырауской области - наглядный пример того, как незаконные действия при проведении государственных закупок подрывают авторитет власти в глазах населения. В качестве примера приведу строительство автодороги областного значения, где на момент проведения конкурса по 8 участкам даже не было проектно-сметной документации, утвержденной госэкспертизой. Создание видимости конкуренции с помощью аффилированных компаний обошлось казне в 2,7 млрд. тенге.
- А как же система электронных госзакупок, исключающая пресловутый “человеческий фактор”? О ее эффективности в противодействии коррупции не распинался только ленивый!
- Отбор потенциальных участников конкурсов все равно проводит комиссия, а преимущество нередко отдается тем, чью деятельность и возможности из-за отдаленности местоположения проверить нереально. Как итог - судебные разбирательства, затягивающиеся на годы. Несмотря на это, Министерство финансов до сих пор не автоматизировало систему управления рисками в этой сфере, что влияет на эффективность контроля. Кроме того, ТОО “Центр электронной коммерции”, дочерняя организация Министерства транспорта и коммуникаций, тесно работающая с Министерством финансов, фактически не несет ответственности за качество предоставляемых услуг. Их веб-портал часто выходит из строя или же к нему нет доступа. Из-за этого, например, в Алматы многие государственные учреждения своевременно не разместили на сайте планы госзакупок на 2012 год - в результате их руководители привлечены к ответственности.
Особенно много нареканий предприниматели высказывают по поводу кабальных условий по предоплате для целей обеспечения исполнения договора. Деньги практически изымаются у бизнеса и не направляются на эффективное исполнение заказа, препятствуя адекватному формированию конкурентной среды. Подтверждение тому - обращение предпринимателя из города Кокшетау с жалобой на действия местных органов власти, которые, оплатив основную долю затрат в размере более одного млрд. тенге, из-за незначительных недоделок настояли на прекращении работ и консервации объекта за счет этого предпринимателя. В результате город и врачи, испытывающие острую нужду в запуске новой поликлиники, вынуждены стоять в очереди.
- В последние годы немало госслужащих оказалось в местах не столь отдаленных за коррупционные преступления. И тем не менее многих их коллег на свободе неотвратимость уголовного преследования нисколько не пугает. Почему?
- Каждый считает, что он умнее другого. Недавно я побывала в одной из колоний, где вместе с отпетыми уголовниками сидят бывшие чиновники. Должна вам сказать, что этот уголовный “микс” не сулит ничего хорошего. Все больше образованных, интеллектуальных людей, преступивших закон, оказываются за колючей проволокой. Хотя, считаю, вместо того, чтобы на долгие годы изолировать коррупционеров, на них нужно налагать драконовские штрафы. От этого бюджету будет польза, гуманизация уголовно-исправительной системы наконец перестанет быть фигурой речи. Ведь тюрьмы содержатся за счет налогоплательщиков - то есть на наши с вами деньги.
Александра АЛЁХОВА, Алматы

