8321

Живы будем иль помрём?

Вместе с учеными из Казахского научно-исследовательского института экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий газета “Время” заглянула в продовольственные закрома Родины и... ужаснулась.

В середине сентября председатель комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК Рыскельды САТБАЕВ озвучил шокирующие данные: оказывается, на прилавки казахстанских магазинов зачастую попадают продукты питания российского и украинского производства, в которых значительно превышено содержание свинца и кадмия.
За восемь месяцев 2012 года в общей сложности комитет провел 4 тысячи проверок. Было выявлено нарушений технических регламентов на сумму 45 млн. тенге, более 5 тысяч партий продукции сомнительного качества на сумму свыше 1,5 млрд. тенге изъято из оборота. Среди этих товаров оказались и продукты питания.
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый шестой человек на нашей планете живет на грани голода. И число недоедающих людей стремительно растет, поскольку сельское хозяйство и пищевая промышленность не успевают за темпами роста населения. Эти печальные реалии нам подтвердила и заведующая отделом аграрного рынка НИИ экономики АПК Галина НИКИТИНА.
- Голодает в основном население Африки и Южной и Юго-Восточной Азии, куда Казахстан не входит, - поделилась с нами исследованиями г-жа Никитина. - К счастью, благодаря  большим площадям пашни и хорошему климату мы основные виды продовольствия - хлеб, картофель, поздние овощи и сырое молоко - производим сами. Недостаточно у нас собственно выращенного мяса и фруктов, мы практически не производим сахар из собственного сырца. Не хватает и растительного масла, правда, за счет тех видов, которые мы никогда и не производили - оливкового, пальмового, кокосового.
Ученые НИИ уточняют, что  если пшеницу Казахстан в силу перепроизводства экспортирует, то некоторые виды круп - рисовую и гречневую, - напротив, завозит извне.

По данным статистики, на которые в собственных расчетах ссылается Институт экономики АПК, за последние два года в Казахстане значительно возросло потребление продовольствия.
- Если сравнить данные 2000 и 2011 годов, то по каким-то позициям потребление увеличилось, по иным, наоборот, снизилось, - рассказывает кандидат экономических наук Галина Никитина. - Хлеба, например, 11 лет назад мы съедали примерно так же, как и сейчас, - 123,6-124,8 килограмма в год на одного человека. Мяса стали есть больше - с 44,4 килограмма в год наблюдается рост до 66, хотя в 2010 году в среднем один казахстанец потреблял только 53 килограмма мяса в год. Увеличение за один год на 13 килограммов - чересчур много. Агентство по статистике объясняет это улучшением учета. Выросло за 11 лет потребление рыбы - с 4,8 кг на человека до 10,8, а вот молока пить стали меньше - 228 литров вместо 235. Существенный рост мы наблюдаем и в потреб­лении яиц: в среднем в прошлом году один человек съедал за год 150 яиц, а в 2000-м - только 102. Почти в 4 раза больше казахстанцы стали потреблять фруктов - 58,8 кило­грамма против 15,6 одиннадцатью годами ранее. Но и это можно объяснить тем, что с 2005 года в графе “фрукты” статистика стала учитывать бахчевые культуры - арбузы и дыни. Много казахстанцы стали потреблять и сахара - почти 38,5 килограмма на человека в год.

По словам г-жи Никитиной, в целом крупные населенные пункты Казахстана на 95-100 процентов обеспечены продовольствием, и в ближайшей перспективе никаких предпосылок для снижения этих показателей нет. Другой вопрос - чью продукцию мы едим и насколько она безопасна для здоровья.
Международным сообществом установлены нормы, согласно которым, можно говорить о продовольственной безопасности того или иного государства, если оно в состоянии полностью обеспечить свое население едой в достаточных объемах и по достаточным ценам или же имеет средства закупить недостающие объемы продовольствия в других странах.
На первый взгляд Казахстан в разряд голодающих отнести можно с большой натяжкой. Однако, по словам Галины Никитиной, производя и экспортируя достаточно дешевое сельскохозяйственное сырье, мы импортируем в огромных объемах более дорогую продукцию промышленной переработки.
- Импорт мясной и молочной продукции давит на собственное производство, которое стремительно теряет свои позиции и нишу даже на внутреннем казахстанском рынке. А это только ухудшает позиции в плане продовольственной безопасности, - говорит наша собеседница. - Вскоре может встать вопрос: а хватит ли через десятилетие у нас денег и сырья, чтобы купить другие продукты питания? Даже бесперебойная работа Таможенного союза, который буквально завалил нас продовольствием, не снимает проблемы продовольственной безопас­ности. Сегодня импорт пищевой продукции в Казахстан составляет около 30 процентов, а по международным правилам ввоз свыше 20 процентов продовольствия является уже угрожающим.

Если быть конкретнее, Казахстан больше всего зависит от импорта мяса птицы. По данным НИИ АПК, в прошлом году в республику было ввезено 146 тысяч тонн мяса птицы, а это больше половины того, что казахстанцы в среднем потребляют. Наряду с Россией импортерами курятины к нам являются США и Бразилия. И если цельные куриные тушки производства России соответствуют стандартам и безопасны для потребления, то знаменитые “ножки Буша” обработаны на родине специальными реактивами для длительного хранения и имеют сомнительное качество. Собственной продукции для внутреннего рынка не хватает: мясо курицы в три раза дешевле говядины, и его могут себе позволить люди с небольшим уровнем дохода.
Сырого молока в прошлом году в Казахстане надоили более 5 млн. тонн! Однако молочных продуктов длительного хранения, таких как сгущенка, сыр и сливочное мас­ло, мы завезли в два раза больше, чем произвели внутри страны.
- Из получаемых надоев сырого молока наши предприятия перерабатывают примерно 30 процентов, - говорит Галина Никитина. - Перерабатывающие мощности не используются в полной мере. Вся проблема в том, что производство аграрного и животноводческого сырья сосредоточено в мелких товарных хозяйствах. Молокоперерабатывающим заводам невыгодно закупать разнородное сырое молоко у мелких фермеров, поэтому они предпочитают импортировать и перерабатывать сухое молоко. Только из стран Таможенного сою­за в прошлом году было ввезено 17,7 тысячи тонн сухого молока, что в два раза больше, чем до обра­зования Таможенного союза. Это составляет 86 процентов от общей емкости нашего рынка. Более 20 и 25 процентов соответственно к нам идет импорт российского и белорусского сливочного масла и сыров. Но кроме соседей по Таможенному союзу на нашем рынке присутствуют корейские, китайские и другие производители. Все вместе они на 76 процентов насыщают молочный рынок сгущенными молоком и сливками, на 60 процентов - сырами.

Самое интересное, что пищевая продукция промышленной переработки, произведенная в Казахстане, значительно дороже той, которую к нам завозят даже дальнезарубежные партнеры. К примеру, отечественные сыры в среднем стоят 4,3 тысячи долларов за тонну, а сделанные в странах Таможенного союза - по 3,8 тысячи долларов. Аналогичным образом дела обстоят с овощными, мясными консервами и колбасными изделиями.
По прогнозам НИИ АПК, никогда в силу климатических условий и дороговизны тепличного хозяйства Казахстан не сможет в достаточных количествах производить сверхранние овощи. Упадок в обозримом будущем ждет промышленное садоводство. Так что и фрукты, и ягоды придется есть в основном привозные.
Наиболее патовая ситуация, как говорят ученые, с производством в Казахстане сахара. В 2011 году в стране вырастили 200 тысяч тонн сахарной свеклы, из которых можно изготовить только 20-22 тысячи тонн сахара, что составляет всего 10 процентов от общего объема потребления в размере 233 тысячи тонн.
При таком раскладе говорить о развитии промышленности в продовольственном секторе Казахстана не приходится. Поэтому мы будем вынуждены есть пищу со свинцом и кадмием, если ее появление на прилавках не будет вовремя пресекаться санитарными службами.

Не ахти как в Казахстане положение с качеством питания. На фоне того, что мы постепенно приближаемся к нормам ВОЗ по среднесуточному потреблению в килокалориях, то есть из 3100 рекомендованных едим 2800, до рационального питания казахстанцам как до Луны. Углеводов (хлебобулочные изделия и сахар) мы потребляем больше, чем белков и жиров животного происхождения (мясо и молоко). Из-за деформированной структуры питания в классификации сельскохозяйственного и продовольственного подразделения (ФАО) ООН Казахстан находится на третьем месте. Хороши ли наши позиции, если первое место по этой шкале занимают голодающие страны, а седьмое, самое благополучное с экологически чистым продовольствием, не занимает ни одна страна в мире?
По статистическим данным, в Казахстане на доходы ниже прожиточного минимума вынуждены существовать 12 процентов населения, то есть около двух миллионов человек. Эра дешевого продовольствия давно закончилась, а цены на внутреннем рынке все больше диктуют импортеры, так что надеяться на снижение числа недоедающих не стоит.

Александра АЛЁХОВА, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: alyokhova@time.kz, aото Владимира ЗАИКИНА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть