28234

Налог на бедность

Деньги, зарабатываемые электростанциями за счет повышения тарифов для населения, идут на выплату миллиардных дивидендов их акционерам

Такое шокирующее заявление сделал в понедельник на правительственном часе в мажилисе шеф Агентства по защите конкуреции (АЗК) Габидулла АБДРАХИМОВ (на снимке). По его словам, совместная проверка, проведенная АЗК, АРЕМ, Генеральной прокуратурой и Мининдустрии, показала: электростанции включают в тарифы расходы, не связанные с производством электроэнергии, а отдельные энергопроизводящие компании хранят на банковских депозитах средства, полученные от повышения тарифов на электроэнергию.

Вчера мы позво­нили мажилисмену Владиславу КОСАРЕВУ (на снимке) - одному из немногих в ниж­ней палате, кого “сенсация” от г-на Абдрахимова возмутила до глубины души.
- Представляете, за счет наших денег наживаются собственники электростанций! Я поражен отсутствию острой реакции на это выступление председателя АЗК! - кипятился в беседе с нашим коррес­пондентом народный коммунист. - Сегодня в мажилисе ждем вице-премьера, обязательно поднимем этот вопрос. Это же безнравственно - тянуть электроэнергетику страны на плечах потребителей! Мы подсчитали, в некоторых регионах - Акмолинской и Кызылординской областях - электроэнергия за последние пять лет подорожала на 170 процентов!

А вот главу Алма­­тинской общественной антимонопольной комиссии Петра СВОИКА (на снимке), которому в лихие 90-е пришлось руководить госкомитетом по антимонопольной политике, заявление главного защитника конкуренции нисколько не удивило.
- Если господин Абдрахимов вдруг обнаружил для себя, что акционерам электростанций выплачиваются миллиардные дивиденды, то у меня вопрос к нему: а много ли он понимает в собственной дея­тельности? Ведь кто как не АЗК согласовывает тарифы, в которые включены эти многомиллиардные дивиденды? - задался риторическим вопросом Петр Владимирович. - Энергетика в силу специфики является монополией, конкуренции в которой, по определению, быть не может. Но кое-кто в конце 90-х годов - что в России, что в Казахстане - решил изобразить эту самую конкуренцию, отдав электростанции в частные руки. В России это был Анатолий ЧУБАЙС, в Казахстане - тогдашний министр энергетики Мухтар АБЛЯЗОВ. Хотя электростанции как два трамвая, идущие по одной ветке, ралли между собой устраивать не могут ни теоретически, ни практически! Хорошо хоть не додумались передать в псевдоконкурентную среду электрические сети. Так и получилось, что электроэнергетический комплекс в стране разорвали на две части, каждую из которой контролирует свой регулятор: станции - АЗК, сети - АРЕМ. И уж поскольку теперь всеми крупными электростанциями в стране управляют частники, постольку регулятору приходится соглашаться с частной прибылью при согласовании тарифов.

Речь идет и об Аксуской ГРЭС под Павлодаром, и о двух Экибастузских ГРЭС, в которых есть доли частников, и обо всем Карагандинском энергоузле. Три крупные иртышские электростанции - Шульбинская, Бухтарминская, Усть-Каменогорская - находятся в концессии, а Алматинский энергоузел принадлежит АО “Самрук-Энерго”. И везде свои акционеры.
Если АРЕМ, пусть неумело, но устанавливает тарифы, то АЗК, не имея ни профессиональных, ни административных возможностей, их “согласовывает”. Энергетика может эффективно регулироваться только через реальное нормирование и аудирование как станций, так и сетей. А наше государство - что в исполнении АРЕМ, что в исполнении АЗК - лишь симулирует эти процессы бюрократически. Предприятия подают заявки на повышение тарифов на будущее, фантастичес­ким образом умудряясь просчитать свои расходы, потери и объемы потребления, а утвержденный таким образом тариф никем не проверяется. Я уверен, что по крайней мере четверть тарифа - доплата монополистов за непрозрачность. Попробуйте добыть тарифную смету - совершите подвиг! Аудиты на предприятиях, которые мы оплачиваем, проводятся мелкими компаниями, весь профессиональный пыл которых тратится на доказательство повышенных затрат монополистов. Получается, что мы платим за всё - и за изображение госрегулирования, и за симуляцию проверок. А тем временем рост тарифов на электроэнергию опережает рост цен и является одним из важнейших мультипликаторов общего ценового роста.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть