10144

Жмут ли туфли для акима?

Житель Актюбинской области Багыш ДАЛАЙХАН почему-то всегда побаивался русских. И это при том, что до 37 лет он ни разу их не встречал! Еще Багыш думал, что он самый настоящий казах, однако сейчас ему, к его же удивлению, приходится учиться заново быть им. А еще Далайхан считал, что чиновники никогда не зарятся на чужое. По крайней мере, в Китае, где он родился и вырос, за это предали бы смертной казни. Но, оказавшись в Казахстане, Далайхан с удивлением узнал, что существуют и другие миры. Миры со своими правилами и порядками...

“Никогда не спрашивай ни меня, ни себя, ни Бога, за что тебе такие ноги. Есть семья, любящие тебя люди, ты сам и твои высокие цели, поэтому все у тебя всегда будет отлично. Как то ясное голубое небо над головой, когда ты родился”, - сказала однажды мама Шарипа маленькому Багышу.
С тех пор прошло много лет. За это время Багыш не только окончил школу и получил специальность ветеринара, но и стал предпринимателем, любящим мужем и заботливым отцом. А в 37 лет мужчина и вовсе решился на самый настоящий подвиг - переселился на историческую родину, которую никогда не видел, но о которой часто слышал.
“Мой оптимизм - это от мамы, - поясняет оралман. - Какие бы трудности ни встречались на пути, главное - никогда не опускать руки”.
И вправду, возможно, кому-то покажется, что с ногами у него действительно что-то не так - у Багыша врожденное искривление стоп, зато какие у Далайхана золотые руки! И туфли он умеет шить, и красивые узоры на кошме выбивать, а на этой неделе намерен собрать еще и неплохой урожай картофеля. И это несмотря на то, что приступил он к полевым работам в середине лета!
- В Китае каждый сантиметр земли на счету, а здесь, в Казахстане, такие просторы и, что удивительно, в большинстве случаев неосвоенные! - не перестает поражаться Багыш. - В Китае такое не встретишь. Люди там, к примеру, в уезде Барколь, где я раньше жил, выращивали овощи даже на крыше домов. Ведь землю там просто так не получишь - очень много людей.

Но Далайхану повезло. Его предки, бежавшие в начале прошлого века от советской власти в Поднебесную, тогда еще с 500-миллионным населением, занимались земледелием. И небольшой участок, который им выделило в те времена правительство КНР, семейство Далайхан затем передавало из поколения в поколение.
- Мне от отца досталось два му (почти полтора гектара земли. - А.М.) за городом. По казахстанским меркам это вообще смешная вещь, но в Китае многие даже мечтать о таком не могут. Так что я считался настоящим богачом. Выращивал исключительно пшеницу, затем сдавал ее на местный мукомольный завод. Причем государство само размещало у меня заказ, - рассказывает Багыш и с гордостью продолжает: - Эх, знали бы сейчас мои соплеменники, оставшиеся в Китае, какие теперь я обрабатываю площади!
В Хромтауский район Актюбинской области Багыш с семьей перебрался в конце прошлого года.  Однако на новом месте, сколько ни пытался оралман, работы ему не нашлось. Чтобы не сидеть сложа руки (ведь ему необходимо не только содержать семью, но и выплачивать ежемесячно по 32 тысячи тенге за дом, взятый в кредит), репатриант начал штурмовать местные акиматы. Чиновников Далайхан просил выделить хоть клочок земли. Однако попытки оказались тщетными. Но оралман и не думал сдаваться.
- Люди на новом месте оказались очень хорошими. Однажды один из местных жителей, у которого в ауле есть собственные участки, узнав, что я ищу землю, сам нашел меня. Так и говорит: ты оралман, и тебе надо помочь, тем более что пока мои земли лежат без дела, - рассказывает Багыш. - В итоге он предоставил мне для временного возделывания 10 гектаров земли, причем совершенно бесплатно!

Другой на месте оралмана, получив землю, приступил бы к посеву на следующий год. Ведь когда Далайхану предложили участок, на дворе уже была середина июня.
- Но я плюнул три раза через левое плечо и начал сеять. А чего бояться?! Зато видите, теперь какая картопля (так в Китае называют картофель. - А.М.) уродилась? Осталось собрать и продать ее на рынке! - уже сейчас тихо радуется оралман.
На огромное картофельное поле мы едем с ним на красненьком мини-тракторе. Его Багыш привез из Китая. Необходимая для агрария машина обошлась всего в миллион тенге. Сущие копейки, если не считать, что большая часть этих денег ушла на таможенную пошлину, говорит мужчина.
Сам оралман живет в мансардном доме вместе с супругой, сыном и матерью-пенсионеркой. На новом месте пособий по инвалидности ни ему, ни его жене (супруга Багыша тоже инвалид детства. - А.М.) пока не полагается, как и пенсии для матери. Но мужчина и здесь не стал унывать. Взял и открыл во дворе небольшой цех по пошиву и ремонту обуви.
- В Китае я как-то три месяца учился на обувной фабрике. Мама ведь никогда не позволяет сидеть без дела, - улыбается Багыш. - Она всегда говорит: мужчина должен быть мастером на все руки (“Сегіз қырлы бір сырлы”). Тогда я, честно говоря, обмолвился: мол, зачем мне обувное дело? А теперь рад, потому что оно и кормит мою семью.

То, как открывал обувной цех у себя Багыш, отдельная история. Как разъяснили ему местные власти, до того пока он не получит гражданство РК и полностью не расплатится за дом, взятый в кредит, он не имеет права ничего возводить у себя во дворе. К слову, по этой же причине Багыш и не мог посадить картофель перед домом.
- Когда я переехал на новое место, первым, кто постучался в мой дом, был сосед Иван, русский по национальности. Знаете, для меня это был какой-то шок. Нас в Китае старики с детства пугали: мол, придет сейчас орыс и съест тебя. Мы знать не знали, кто такой орыс, но страшно его боялись, - смеется Далайхан. - А Иван познакомился с нами и спрашивает: может, чем тебе помочь? И принес доски. Говорит: в хозяйстве пригодится, а то смотрю я, у тебя, кроме постели и одежды, ничего и нет.
Так Багыш сделал у себя небольшую пристройку, в которой разместил обувной станок, разложил настоящую кожу и начал шить мужские туфли.
Первые клиенты не заставили себя долго ждать. Уж больно цена 6 тысяч тенге им показалась привлекательной за такой качественный товар. Так что первую партию обуви быстро разобрали. А там слава о Далайхане дошла и до акима аула Коктау, где проживает оралман. Между тем чиновник, который почему-то ранее не спешил навестить оралмана и поинтересоваться его делами, церемониться с репатриантом не стал. “Снести незаконное строение, и всe!” - заявил он. Зря репатриант рассказывал ему о своем положении, чиновник был непреклонен и даже через несколько дней прислал постановление … о сносе - с печатью!
- Но к единому решению мы все-таки пришли, - говорит Багыш. - Сошлись на том, что я побелю дом, что я, впрочем, и сделал.
- А просто неудобно говорить Багышу, как ему удалось убедить акима, - говорят тем временем соседи. - Акиму и его подчиненному оралман презентовал по паре новой обуви!

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото автора, Актобе, тел. 8-701-620-48-65, e-mail: maikuzova@yandex.ru

Поделиться
Класснуть