26890

В Алматы фильтруют базары

Споры о необходимости сноса или, как минимум, оптимизации барахолки в южной столице ведутся уже много лет кряду

Дебаты стали привычны для алматинцев так же, как и сам огромный рынок. Возможно, принципиальное решение о его сносе уже есть, но четко обозначить план и сроки власти города не хотят. Или боятся. Шутка ли: 180 000 человек могут потерять устоявшийся бизнес или вообще какой бы то ни было источник дохода. Этих людей вполне достаточно для так называемой критической массы, запуска “взрывной волны”.
Представители горакимата на днях на заседании “Барахолка: снести нельзя оставить” в Институте политических решений представили эскизы новых торговых центров в стиле “здесь будет город-сад”. Их планируется построить вместо нынешних полуцивилизованных рынков. Но нарисованные макеты впечатлили, кажется, только самих чиновников. Для остальных представителей процесса эти восторги оказались преждевременными.

В принципе, все согласны: проблема существует и ее надо решать. Условия торговли на рынках оставляют желать много лучшего: грязно, зимой - холодно, летом - жарко, криминал, пробки на дорогах, затаренность “красных линий” для эвакуационных выходов, - и свидетельствуют в пользу их сноса. Но он может повлечь за собой всплеск безработицы, удорожание продуктов и товаров первой необходимости (в городе немало людей, для которых дорога в супермаркет пока заказана) и как следствие - возможный массовый выброс в общество негативных настроений.
Согласно поручению акима южной столицы, деятельность всех рынков в Алматы надо модернизировать и привести в соответствие с законом “О торговле”. По этому плану 34 городских рынка будут снесены, а вместо 40 власти как раз-таки и хотят построить новые центры, которые будут отвечать, как модно сейчас говорить, современным требованиям - с автопаркингом и прочими благами цивилизации.
Аналитик ИПР Дания АЛЬТАЕВА презентовала в ходе дискуссии итоги небольшого социологического исследования об отношении алматинцев к этой проблеме:
- Большинство - 40 процентов - одобряют снос, 26 процентов - против, четверть - не интересует, 9 - затруднились ответить. Мы решили выяснить, каковы, на взгляд алматинцев, истинные причины сноса барахолки.
Здесь не было какого-то доминантного мнения, при этом только 17,2 процента респондентов ответили, что причина - в “нелегальной торговле товарами”. Для нас важно было выяснить, каковы, на взгляд респондентов, последствия сноса. Большинство отметили: увеличение безработицы и рост протестного потенциала, и на эти показатели необходимо обратить внимание.

Первый заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Алматы Жанат АЙТЛЕУ был невозмутим:
- Наши барахолки находятся по улице Северное кольцо, основная часть рынков заступает за “крас­ные линии”. Поэтому мы хотим освободить улицу для свободного проезда транспорта. Ранее мы направили уведомления владельцам рынков, чтобы они освободили занятые незаконно места. Некоторые просто захватили территорию. По ним идут судебные дела.
Презентуя эскизы новых торговых центров “Тулпар” и “Салем”, господин Айтлеу добавил:
- Сегодня не стоит вопрос - снес­ти разом все рынки. Но со временем надо уходить от холода, жары, строить современные здания, в которых себя комфортно будут чувствовать как продавцы, так и покупатели.

Основным же докладчиком, защищающим интересы людей с рынков, выступила вице-президент ассоциации торговых предприятий страны Жибек АЖИБАЕВА, не первый год занимающаяся этой проблемой.
Из сказанного ею вытекало: консенсуса между государством и бизнесом нет.
- Для нас эта тема - реконструкции и переноса рынков - является очень важной. Долгое время у нас не было никаких правовых актов с требованиями. И в Алматы в результате сложилась такая стихийная часть города. К господину Айтлеу у меня вопрос: как все эти рынки существовали изначально? Почему им дали разрешение? В 2000 году мы ставили вопрос, чтобы движение по Северному кольцу было односторонним.
Но не проблемы транспортных потоков оказались болезненными в нынешней ситуации. Самая большая проблема - люди, которым негде будет зарабатывать на хлеб насущный.
- 74 процента торговцев - женщины предпенсионного возраста. Большинство из них начать заново ничего не смогут, - продолжила г-жа Ажибаева. - Этих женщин куда-то двигать бесполезно: они могут разориться. По нашей статистике, 25 процентов из числа переведенных на новое место торговцев терпят фиаско. Возможно, их надо вывести на пенсию досрочно. Это надо все обсуждать. 15 процентов работающих на рынках - молодежь с высшим образованием, но они не находят применение себе. Сколько еще они могут толкать тележки на базаре? Что мы им можем предложить?

По выразительному молчанию чиновников легко читалось: предложить практически нечего.
Резюме Ажибаевой - не относиться к базарам как к маргинальным экономическим субъектам. Тем более что по подсчетам перенос и оптимизация рынков минимум в полтора раза повысят аренду торговых мест, что скажется на конечной цене продукта. По ее словам, необходимо пересмотреть подход к людям и к самому явлению:
- Благодаря этим базарам мы пережили кризисы. И авральные методы (по реорганизации рынков. - З. А.) не должны использоваться - любое действие должно просчитываться, - заключила она.
Ерлан КАНАПИЯЕВ, директор рынка “Арал”, сотрудники которого не так давно грозили самосожжением в случае, если их станут выгонять с рабочих мест, в свою очередь, заявил:
- Мы должны признать: сейчас мы к этому (реформированию рынков. - З. А.) не готовы. “Крас­ные линии” менялись по мере того, как город строился и двигался. О моем рынке говорят, что он стоит на запрещенном месте. Но, извините, уважаемый акимат, - на этом месте своего спича Канапияев продемонстрировал пакет документов, - вы давали распоряжение вывезти мусор и загородить территорию. Мы согласились и все сделали. На следующий день пришли налоговики с претензиями... Вы должны понимать - просто так закрыть рынки народ не даст. Я не хотел бы это говорить, но приходится. Будут семьи разрушаться, судьбы. Торговцам надо поклониться сейчас и сказать спасибо. Они без всяких революций вышли на рынки и стали кормить себя и других людей.

Тут не выдержал модератор Ерлан СМАЙЛОВ:
- Понятно, что ожидается некое регуляторное воздействие, но, несмотря на всю нашу благодарность акимату за их участие, мы не увидели с их стороны конкретных шагов. Понятно, что рынки нужно переносить, но должна же быть конкретика, бизнесу и людям должен быть дан сигнал: такие-то сроки, такие-то механизмы замещения. Сейчас нам говорят, что это красиво. Да никто не сомневается! А кто-то рассматривал социальный аспект?
180 000 человек - это огромная масса, умножьте еще на 2-3 человека, члена семьи.
Откликнулся замначальника управления внутренней политики акимата Алматы Айдар ЕСЕНБЕКОВ:
- Вот говорят про интересы акимата. Тут нет интересов акимата! Есть интересы общие. В данное время акимат, конечно, просчитывает риски. Вот у меня вопрос к директору “Арала” - почему вы заступили за “красные линии”?
- Я вам официально отвечу, - принял вызов директор рынка, - вот, пожалуйста, бумага за подписью акима.
Перебранка набирала обороты, явственно демонстрируя всю неслаженность процесса…
За оставшееся время беседы так и не прозвучало ни одного ответа на вопрос: как оптимально реорганизовать рынки? Сотрудники акимата лишь предложили озвучить заданные вопросы на “деловом совете”, создаваемом акимом города. А для присутствовавших так и осталось неясным, есть ли у чиновников хоть что-нибудь, кроме красивых эскизов…

Зарина АХМАТОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть