6721

Что в языке тебе моём?

Довелось прослышать мне, о любезные мои читатели, что где-то в подлунном свете есть страна, где проживают в счастливом благоденствии люди, которые особенно почитают заморскую луноликую звезду по имени Шерон СТОУН. И называется эта страна Страной основных инстинктов, потому что у каждого проживающего в ней сословия свой главный инстинкт: у чиновников - хорошо жить, ничем не рискуя, у банкиров - богатеть, рискуя чужими деньгами, у пенсионеров - выжить, рискуя своей жизнью. Как вы сами можете посудить, иметь основной инстинкт - дело рискованное, но, как говорил великий и мудрый Али-ибн-Ибнович, кто не рискует, тот не пьет шербет заморского розлива.

Говорят также, что в той стране у местных торговцев и других хозяйствующих субъектов основной инстинкт - увести заработанные непосильным трудом деньги от непосильных для них налогов, а посему они стремятся регистрировать свои фирмы где-нибудь в других, предпочтительно офшорных, странах. Видимо, они хорошо усвоили старинную восточную мудрость “Подальше положишь - побольше насчитаешь”. Вот и “кладут” они свои юридические адреса не только в Россию, Китай или Узбеки­стан, но даже, страшно сказать, в КНДР. А 737 компаний из Страны основного инстинкта вообще выбрали себе адресом регистрации Виргинские острова. И обо всем этом поведал на встрече с местными сенаторами всевидящий председатель налогового комитета Минфина Ануар ДЖУМАДИЛЬДАЕВ, да пребудет с ним сума мытаря.
А сенаторы, да хранит их депутатская неприкосновенность, тут же задали вопрос Ануару Серкуловичу: идет ли процесс сокращения количества таких компаний? И дали при этом понять: они и сами прекрасно знают о том, что эти фирмы создаются для увода денег от налогов.
“Уводят деньги, однозначно”, - ответил главный фискал и, повинуясь основному инстинкту чиновника - переводить стрелки на другого, добавил:  регистрацией и перерегистрацией налогоплательщиков занимается комитет регистрационной службы Минюста, с которым у налогового комитета постоянно происходит несовпадение основных инстинктов. “Мы каждый раз конфликтуем, и каждый раз у нас ситуация не решается. Нас они ставят в известность постфактум - после регистрации, перерегистрации. Были случаи, когда 86 компаний слились в одну компанию в Карагандинской области… То есть это мы узнаем потом, к сожалению. Мы ставили вопрос и в прошлом году, и в позапрошлом, чтобы полномочия по регистрации компаний, как и во всем мире, передали нам. Пока этот вопрос не решается”, - выдавил из себя скупую слезу сборщика податей Джумадильдаев, да снизойдут на него все 100 процентов налоговых поступлений.

Дошло до меня также, что в той стране у оппозиции главный инстинкт - корректировать все остальные свои инстинкты. Не успели представители оппозиционных партий и НПО выступить с инициативой о проведении общенародного референдума, как вскоре они же приняли решение об изменении и расширении его повестки дня. Вознамерились заменить первый вопрос референдума о неучастии Казахстана в Евразийском союзе на вопрос о выходе Казахстана из Таможенного союза и Единого экономического пространства. “Кроме того, мы решили добавить вопрос: поддерживаете ли вы запрещение строительства в Казахстане международного банка ядерного топлива и атомных электростанций?” - сказал общественнейший деятель Мухтар ТАЙЖАН, да не охладеет он к играм патриотов.
Между тем гонимый своим основным инстинктом лидер партии “Азат” Булат АБИЛОВ, да не покинет его оппозиционная риторика, сообщил, что “мы уже выходим на финишную прямую”. “Сейчас у нас предстоит ряд поездок в регионы, мы хотим встретиться с людьми, послушать их. В первой декаде декабря мы планируем провести большое собрание, которого требует закон о референдуме”, - добавил этот неутомимейший охотник за демократическими идеалами.
И так было всегда в стране, где правит бал основной инстинкт, - сначала возбудиться о всенародном референдуме, а потом выяснять, хочет ли этого электоральный партнер - то есть сам народ.

А еще злые языки, у которых основной инстинкт - лизать правду в самых неожиданных местах, говорят: в самое ближайшее время на правительство снизойдут структурные изменения. И коснутся эти изменения не министерств, а агентств и комитетов. Но заметно будет всем.
Так, злые языки предрекают: Агентство по регулированию естественных монополий и Агентство по защите конкуренции, движимые основным инстинктом, сладостно сольются в новую структуру, к которой присовокупится еще и комитет по тарифной политике Минэкономразвития. Глубоко перепашут и Агентство по управлению земельными ресурсами, более того, обсуждается вопрос о слиянии двух лун - Министерства экономического развития и торговли и Министерства индустрии и новых технологий, у которых во многом совпадают основные инстинкты. Рассматривается даже предложение о создании нового ведомства по работе с регионами, поскольку каждая область этой благословенной страны одержима своим основным инстинктом (а то и несколькими), что требует, само собой, регулирования и контроля.

А еще злые языки предвещают перемены в фонде “Самрук-Казына”, причем речь идет не только о кадровых изменениях, но и о других преобразованиях. Мол, хватит сказочной птице Самрук держать все снесенные нацкомпаниями золотые яйца в одной корзине. Мол, пришло время пересмотреть отношение к различным инвестиционным и инновационным фондам, у которых вообще нет никакого основного инстинкта - кроме поедания бюджетных средств. Мол, выделенные из казны деньги они размещают на депозитах коммерческих банков и живут себе на проценты.

Вот что говорят злые языки. И все это неправда. Потому что фонд “Самрук-Казына” может съесть не только деньги из казны, но и все злые языки, вместе взятые. Он и не таких съедал. И пусть потом говорят, что злые языки все знают, потому что едят из хорошо информированного источника и даже окончили факультет языкознания. Ибо не знают злые языки главного - как день и ночь напролет трудится наше правительство, не забывая о своем основном инстинкте заботиться о благе народа.
Дошло до меня также, что в Стране основных инстинктов кроме злых существуют и добрые языки, которые вылизывают многострадальную правду-матку до блеска - потому как инстинкт у них такой.
Вот и на днях заместитель директора Института мировой экономики и политики Валихан ТУЛЕШОВ, да хранит его Фонд Первого президента, вернувшись из Брюсселя с заседания Берлинского Евразийского клуба, неожиданно для самого себя заявил: “Казахстан развивается очень быстро, и ни соседи, ни ЕС, оказывается, не готовы к его столь стремительному развитию”. И чтобы его, не дай Аллах, не поняли правильно, Тулешов тут же пояснил: Казахстан, мол, предлагает много интересных с экономической точки зрения инициатив и проектов, на которые европейцы не могут дать скорый и решительный ответ. И вправду, куда им - с их отягощенными западными условностями инстинктами - догнать и хорошенько разглядеть ценность этих предложений. “Получается так, что они запаздывают. Конкуренты в лице китайских, корейских компаний, так сказать, отбирают хлеб у европейских компаний”, - горестно посетовал Тулешов.
И все его поняли, потому что добрые языки в отличие от злых всегда называют вещи своими именами, а не лижут вокруг да около.

Говорят также, что милосерднейший председатель комиссии по правам человека Куаныш СУЛТАНОВ, да снизойдут на него еще и обязанности, взял да и предложил принять отдельный закон “Об оказании бесплатной квалифицированной юридической помощи”. Оказывается, “не все граждане и не при любых обстоятельствах имеют реальную возможность защищать свои права в суде, доступ к обращению в суд”. Потому и нужен отдельный закон, считает многоуважаемый Куаныш Султанович. “В нем необходимо предусмотреть конкретные нормы о процедуре выделения адвокатам средств из госбюджета на эти цели, поскольку на сегодня даже уже оказанная юридическая помощь зачастую своевременно не оплачивается ввиду несовершенства законодательства РК”, - подкрепил аргументами свое предложение глава комиссии по правам. И был прав, как все добрые языки.
Но не сказал всемилостивейший Султанов, что благодаря такому закону бесплатной юридической помощью смогут воспользоваться и многочисленные чиновники, против которых простые граждане, понуждаемые своим основным инстинктом, обыч­но и вострят свои иски.
Что ж, теперь можно не сомневаться: такой закон будет подготовлен и принят парламентом, да пребудут с его членами их мандаты, в первом же чтении - единогласно и без всяких воздержавшихся. Потому что инстинкт воздержания в Стране основных инстинктов никогда не был свидетельством благочестия.

Рашид ГАРИПОВ, e-mаil: garipov@time.kz, Владимир КАДЫРБАЕВ, художник, e-mail: kadyrbaev@time.kz

Поделиться
Класснуть