10404

Иногда они возвращаются

Есен УКТЕШБАЕВ:
В Швейцарии над нашим министром труда откровенно смеялись

В минувшую субботу в Алматы прошла 3-я отчетная конференция Социалистического движения Казахстана (СДК) с участием представителей нашей страны, а также России и Великобритании. Главной сенсацией мероприятия стало появление на нем одного из сопредседателей СДК, лидера общественного объединения “Оставим народу жилье” Есена УКТЕШБАЕВА (на снимке), который вместе с общественным деятелем Айнуром КУРМАНОВЫМ уехал из Казахстана больше года назад.

Напомним, летом прошлого года против Есена Уктешбаева и Айнура Курманова было возбуж­дено уголовное дело по статье 327 (само­управство) УК. Однако осенью они, несмотря на подписку о невыезде, отправились в Варшаву на конференцию БДИПЧ ОБСЕ в области человеческого измерения. Возвращаться в Казахстан не стали - отъезд без разрешения правоохранительных органов грозил им обоим изменением меры пресечения на арест. Помотавшись по Европе, оба осели в Москве, где провели больше года. И вдруг Есен Уктешбаев неожиданно решил вернуться.
Он прилетел в Алматы в субботу в пять часов утра. В аэропорту активиста встречали родные и… следователь, который вел уголовное дело о самоуправстве. Полицейский вручил Уктешбаеву повестку, согласно которой ему через несколько часов надлежало явиться в ДВД Алматы. Есен так и сделал, предусмотрительно захватив с собой теплые вещи на случай немедленного ареста. Но через пару часов его отпустили.
- Следователь сообщил мне, что дело не закрыто, что подписка о невыезде еще в силе. Относительно изменения меры пресечения он сказал: я этот вопрос не решаю.

- Не боитесь, что вас арестуют?
- Посмотрим. Думаю, не пройдет и недели, как они будут вынуждены меня освободить. У нас на сегодняшний день сильная поддержка на международном уровне.

- Почему же вы уехали за границу?
- По настоянию своих друзей и соратников. Как нам стало известно, в тот момент нас собирались арестовать. Ко всему прочему до нас дошла информация о том, что против нас еще хотели возбудить уголовное дело по статье 164 УК РК (разжигание социальной розни).

- Как вы провели этот год?
- Очень плодотворно. Были налажены контакты с мировыми проф­союзными центрами, к примеру, Всемирной федерацией профсоюзов (ВФП), в которой состоит 80 миллионов человек из национальных профсоюзов более 120 стран мира.
Как вы знаете, нас пригласили принять участие в конференции ОБСЕ в Варшаве. Затем было слушание в Европарламенте по Казахстану, где мы тоже присутствовали. Также нас приглашали на различные мероприятия во Франции, Великобритании, Германии.
Мы приняли участие в 101-й конференции Международной организации труда, которая прошла в июне этого года в Швейцарии. Там были разные сессии - для правительств, профсоюзов и т. д. О ситуации в Казахстане говорил генеральный секретарь ВФП Георгиос МАВРИКОС. После него дали слово главе казахстанской делегации, министру труда и социальной защиты Гульшаре АБДЫКАЛИКОВОЙ. Она заявила, что у нас все прекрасно: никаких нарушений нет, а для трудящихся созданы чуть ли не райские условия. Говорила, что рабочих мест с каждым днем становится все больше, открываются новые предприятия, приводила какие-то цифры. Когда она выступала, честно говоря, весь зал хохотал. Стыдно было на нее смотреть. Но г-жа Абдыкаликова, не обращая на это никакого внимания, дочитала свой доклад до конца и благополучно удалилась.

- Почему вы все-таки решили вернуться?
- Я очень скучал по своей семье. Мы с супругой прожили вместе 30 лет, за все эти годы я отлучался самое большее на 10-12 дней. И даже такие короткие отъезды были для меня мучением. А год с лишним без жены и детей - это просто невыносимо. Дальше я терпеть уже не мог. И ни тюрьма, ни что-либо другое меня уже не пугало. С другой стороны, я в своих действиях не усматриваю нарушения закона и считаю, что уголовное дело против нас с Курмановым было сфабриковано. А самое страшное, что полицейские заставили людей оговорить нас. Это, на мой взгляд, преступление. Так что я за собой вины не чувствую, и мне нечего бояться.

- А почему Курманов не приехал?
- Айнуру пока рано возвращаться. Я должен проложить дорогу. И если все будет нормально, он тоже приедет. Посмотрим. Пока, мы считаем, он принесет больше пользы, находясь за границей. К тому же для меня его нахождение там - тоже какая-то гарантия бе­зопасности: в случае чего он организует международную кампанию поддержки.

- После вашего отъезда деятельность ваших организаций, особенно ОНЖ, заглохла...
- На самом деле я сторонник того, чтобы деятельность организации не концентрировалась вокруг одного-двух человек. Должна быть замена любому человеку - незаменимых людей нет. Вынужден согласиться: движение ипотечников затормозилось. Хотя ипотечная проблема - серьезная, и если ее не решать, это может привести к тяжелым последствиям. Из-за кредитов люди кончают жизнь самоубийством, попадают в психиатрические клиники, теряют здоровье, распадаются семьи. Это ведь трагедия, даже если речь идет об одном-двух случаях. А среди ипотечников такое происходит повсеместно! Так что мы будем работать в этом направлении и, думаю, добьемся результатов. Также я намерен возобновить попытки зарегистрировать профсоюз “Жанарту”. В общем, буду работать с удвоенной силой.

- И последний вопрос: как нашу страну воспринимают в мире?
- Тут, не скрывая, можно говорить о политике двойных стандартов. Другие страны закрывают глаза на наши проблемы в обмен на выгоду: нефть, газ и другие природные ресурсы. Правда, кое-какой сдвиг уже наметился. О ситуации в Казахстане заговорили - пусть пока в основном левые силы. Этот вопрос поднимался и в Европарламенте - вы все помните резолюцию по Казахстану, принятую в марте этого года. В общем, о нас в мире помнят.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть