9831

Контролёры с большой дороги

Газета “Время” предлагает читателям рассказ о том, как  некоторые чиновники комитета транспортного контроля (КТК) Минтранскома под шумок создают искусственный дефицит лицензий для отечественных перевозчиков и за определенную мзду перепродают эти разрешения крупным иностранным транспортным компаниям.

Мой коллега Виктор БУРДИН уже писал о деятельности постов транспортного контроля (см. “Министерство невыученных уроков”, “Время” от 1.11.2012 г.). В этой публикации говорилось о некоторых руководителях межрегиональной инспекции, схлопотавших себе длительные сроки лишения свободы за взяточничество.
Как выяснилось, это лишь верхушка коррупционного айсберга в комитете транспортного контроля. Хотите конкретные примеры теневых коррупционных схем в этом комитете?
Прежде чем рассказать об одной из них - короткая справка. Между правительствами Казахстана и Китая подписано соглашение “О международном автомобильном сообщении”. Согласно этому документу, отечественным перевозчикам для заезда в соседнюю страну необходимо оформить специальные так называемые иностранные разрешения. Их несколько видов. Вид “А” - срок действия один год при выполнении регулярных перевозок; вид “В” - для выполнения нерегулярных перевозок; вид “С” позволяет сделать один рейс в оба конца с грузом. В этом международном соглашении указано, что выдачей иностранных разрешений занимаются специалисты территориальных подразделений транс­портного контроля, а ежегодное количество выдаваемых разрешений колеблется в пределах 35 тысяч лицензий.

Так вот: сотрудники КНБ вместе с транспортными прокурорами проверили деятельность межрегиональной инспекции “Жетысу” комитета транспортного конт­роля Минтранскома по Алматы и Алматинской области. И выяснили, что руководители “Жетысу” создавали искусственный дефицит разовых лицензий вида “С” для последующей продажи их крупным отечественным и иностранным транспорт­ным компаниям. Сумма “выкупа” одного разрешения в зависимости от сезона составляла от 150 до 1000 долларов.
Чтобы самим не светиться, транспортные контролеры прибегают к услугам аффилированных фирм. Те, в свою очередь, оформ­ляют фиктивные договоры аренды транспортных средств с компаниями, которые нуждаются в разрешениях. Для чего изобретен столь сложный многоступенчатый механизм?
Отечественный перевозчик должен предоставить в транспортную инспекцию “Жетысу” учетную карточку держателя Carnet tir, сертификат на право выполнения международных перевозок, договор о совместной деятельности с иностранным перевозчиком, сведения о количестве и типе грузовых автомобилей, схему маршрута и еще с десяток документов. Таковы требования правил применения разрешительной системы. На самом же деле аффилированные с руководством “Жетысу” фирмы доставкой товара из Китая не занимаются, а лишь перепродают лицензии. А “левый” пакет документов проверяют, как вы уже, наверное, догадались, те самые специалисты транспортной инспекции, руководители которых тесно связаны с этими фирмами. Ворон ворону, как известно...

Ладно если бы в списке клиентов значились только наши перевозчики. Эти визы получают российские и белорусские транс­портные компании, которые в нарушение казахстанского транспорт­ного законодательства, а главное - требований двустороннего межправительственного соглашения между Казахстаном и Китаем возят товар из КНР. Причем пересекают границу именно там, где по закону должны проезжать только казахстанские и китайские перевозчики. При этом россияне и белорусы гордо демонстрируют на границе китайские разрешения вида “С”, будто бы выданные для казахстанских транспортных компаний, а фактически купленные у черных дилеров, работающих по теневой схеме с транспортными конт­ролерами.
Не отстают от алматинских коллег и столичные транспортные инспекторы. При получении взятки в 3300 долларов за выдачу 70 специальных разрешений на въезд в Китай сотрудники КНБ задержали начальника столичного филиала КТК Н. АЛИМБЕТОВА. За посредничество в получении взятки задержан его заместитель Е. МУНАЙДАР-УЛЫ. Возбуждено уголовное дело за получение взятки против начальника отдела КТК по Южному Казахстану Б. УСЕРБАЕВА.
Правоохранители говорят, что подобные теневые схемы действуют на системном уровне и создают условия для причинения экономического ущерба бюджету Казахстана. Верхушка этой коррупционной схемы, как считают силовики, тянется к некоторым руководителям не только комитета транспортного контроля, но и к персонам повыше. Впрочем, эта тема отдельного разговора.
Скажем только: это грехи не нынешнего министра, а скорее, доставшееся ему тяжелое наследство. Сумеет ли г-н Жумагалиев от него избавиться, покажет время…

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть