18184

Двойное открытие

Не так давно обнаружил в Facebook персональную страницу Лейлы ХРАПУНОВОЙ - жены экс-акима Алматы и Восточно-Казахстанской области Виктора ХРАПУНОВА, праздно доживающего свои дни в статусе миллионера в далекой прекрасной Швейцарии. О том, что чета Храпуновых не бедствует, авторитетно свидетельствуют зарубежные таблоиды, давно уже вычислившие состояние Виктора Вячеславовича и его отпрысков, числящихся в списке 300 богатейших людей этой страны. Казалось бы, живи, радуйся и благодари судьбу, что удалось сбежать из страны, где было сколочено несметное, даже по швейцарским меркам, состояние. Но нет, Лейла Калибековна решила зачем-то начать доказывать казахстанцам и всему миру, что она и ее дети, будучи суперуспешными бизнесменами, стали жертвами политического режима. И это спустя пять лет после бегства!

Vivat Лейла!

Информация о пользователе на страничке Лейлы Храпуновой довольно скромная: “Деловая женщина из Казахстана, опередившая свое время”.
Лейла Калибековна присоединилась к Facebook 26 октября: “Я рада приветствовать вас на странице моего блога. Буду откровенна - причиной его появления стало желание восстановить справедливость, засвидетельствовав об истинных причинах происходящих событий”.
Кстати, откровенность из Лейлы Храпуновой поперла буквально через несколько дней после того, как ее благоверный дал интервью швейцарской газете Tagen-Aizenger, в котором сообщил, что “подал прошение о предоставлении ему и его семье политического убежища в Швейцарии”.
Что меня лично позабавило, так это посты о том, что она получает десятки писем от казахстанцев не только с “положительными отзывами и добрыми пожеланиями”, но и “с просьбами о помощи, поддержке в решении личных проблем, которые невозможно решить в законном порядке из-за произвола казахстанской власти”.
“Самые серьезные и глобальные вопросы будут перенаправлены в неправительственные международные правозащитные организации”, - мужественно обещает Лейла Калибековна.
Интересно, почему же, живя здесь, в Казахстане, ни сама Лейла Храпунова, ни ее муж не помогали казахстанцам, попавшим в беду?
Этот вопрос из разряда риторических, как, впрочем, и вопросы пользователей, которые интересовались у автора блога: “А что же вы раньше-то молчали в тряпочку, сударыня?”. Но этих вопросов к публикациям блога уже нет - видимо, пришлись не по нраву. Впрочем, Лейла Калибековна как автор блога вправе решать, какие комментарии оставлять, а какие нет...

Но, может быть, действительно Лейла Храпунова кровью и потом добилась звания успешной бизнесвумен? Поэтому меня заинтересовала одна любопытная история, которая может пролить свет на сермяжную жизнь акимовской жены.
Речь идет о компании Viled International, которая была создана Храпуновыми в 1999 году. Вот что пишет по этому поводу сама Лейла Храпунова:
“Новый бизнес Лейлы Храпуновой, будучи первым проектом в своем роде в Казахстане, стал быстро развиваться. Клиентами магазинов стали успешные бизнесмены, политики, звезды эстрады. В те дни многие казахстанские издания отмечали доступность товаров, предлагаемых в бутиках Viled, ведь цены были значительно ниже, чем в Москве. Компания Viled, как и остальные бизнес-начинания Лейлы Калибековны, стала флагманом на казахстанском рынке. Ее стремительный взлет и в этот раз не остался незамеченным во властных кругах. Не единожды компанию пытались выдавить с рынка путем демпинга и недобросовестной конкуренции. Для Лейлы Храпуновой стало очевидным, что бизнес пора продавать. В итоге бизнес был продан…”
Несчастную бизнесменшу становится жалко до слез.
“Лейла Храпунова потратила несметное количество сил и времени на реализацию задумки сети бутиков Viled, - говорится на личном сайте беглой бизнесменши. - Ее вынудили продать сверхприбыльный бизнес по крайне низкой цене”.

Обратная сторона Viled

Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к генеральному директору Viled Group Айгуль АМИРЖАНОВОЙ. Вот ее комментарий.
- Главной причиной продажи явилось то, что компания в то время была не способна выдерживать нарастающую конкуренцию в условиях быстро развивающейся рыночной среды, - вспоминает гендиректор Viled. - Многие всемирно известные бренды стремились работать на рынке Казахстана и развивать свое присутствие, однако г-жа Храпунова всячески ограничивала их и извлекала максимальные выгоды из своего монопольного положения, при этом практически не оплачивая налоги.
Понимая, что в условиях растущего казахстанского рынка ювелирных украшений и часов ей все-таки придется столкнуться с конкуренцией, и не умея работать в рыночном поле без использования административного ресурса своего супруга, Храпунова принимает решение продать компанию Viled. Для этих целей она в течение 2003 года начинает интенсивно увеличивать уставный капитал. Первый большой взнос в капитал компании был осуществлен ею 7 февраля 2003 года на сумму 103404763 тенге ($760329), который представлял собой различную недвижимость общей площадью 1664,9 кв. м. Второй взнос был осуществлен 16 декабря того же года на общую сумму 580923340 тенге ($4271495), состоящий из строительно-монтажных работ на сумму 533667109 тенге ($3924023) и различных основных средств на сумму 47256231 тенге ($347472). Оценку стоимости строительно-монтажных работ проводила компания “BDO Казах­станаудит”.
В результате средняя стоимость  1 кв. м недвижимости на балансе ТОО “Viled” становится равной $2813, тогда как в конце 2003 года средняя рыночная стоимость 1 кв. м
в данном секторе недвижимости составляла $1200-1500. Таким образом, независимая оценка не только подтвердила стоимость имущества, за счет которого был сформирован уставный капитал, но и значительно повысила его размер, что в итоге позволило г-же Храпуновой продать компанию по высокой цене.
Откуда у Лейлы Калибековны недвижимость?

Вот что писали казахстанские СМИ в разные годы:
“Л. Храпуновой принадлежал частный телеканал. По данным СМИ, деньги телеканала Храпунова прокручивала, закупая за рубежом золото и реализуя его в алматинских ювелирных магазинах. Именно в эти годы была заложена основа для создания фирмы Viled International. В Алматы Viled знали как собственника лакомых участков недвижимости и владельца рекламных билбордов в самых заветных для бизнеса местах. Когда имя Л. Храпуновой всплыло в СМИ, журналисты начали раскапывать, какие еще объекты могут принадлежать семье Храпуновых. Результаты шокировали многих. Компании Храпуновой принадлежали здания и земля практически в центре города. Рекламные площади Viled располагались на дорогих для рекламодателей точках. Всего в бытность Храпунова акимом южной столицы его жена стала собственницей 32 объектов недвижимости. В том числе 16 земельных участков в черте Алматы. Из них 12 были частными владениями Л. Храпуновой, а затем номинально перешли в собственность подставных лиц В. Храпунова”.
“За нужную подпись акима Алматы, которым господин Храпунов отработал с 1997 по 2004 год, необязательно платить купюрами с мертвыми американскими президентами. Можно и перстнем с бриллиантом размером от голубиного яйца до грецкого ореха - в зависимости от важности решаемого вопроса. Приобретается все это в магазине жены, поступает в руки мужа, потом возвращается в бутик супруги, и круговорот бриллиантов под присмотром четы Храпуновых продолжается.
Роскошные ювелирные изделия, да еще в эпоху рыночных отношений, никто просто так дарить не будет. Как главный государственный функционер в Алматы Виктор Храпунов главным ресурсом для обогащения имел землю и объекты недвижимости. Спекулятивные сделки проходили порой с маржей 7000% - это когда участок с помощью административного ресурса продается по кадастровой (ультраминимальной) стоимости, а потом перепродается по рыночной”.
Но вернемся к г-же Амиржановой.
- Поиск покупателей на компанию Viled г-жа Храпунова начала летом 2003 года, проведя предварительные переговоры с большим количеством потенциальных покупателей, среди которых были Евразийская группа, крупные казахстанские торговые холдинги и многие другие, - продолжает свой рассказ гендиректор Viled. - Предложение также получили бизнесмены, являющиеся в настоящий момент собственниками группы Viled. В результате переговоров, в которых принимала участие и я со стороны покупателя, а со стороны продавца - нанятые незадолго до продажи менеджеры Андрей КОПЫТИН и Халима МУРЗАБЕКОВА, которые до сегодняшнего дня являются руководителями группы Viled, 18 декабря 2003 года был заключен договор купли-продажи со 100-процентной долей участия в уставном капитале ТОО “Viled” между Лейлой Храпуновой и новым собственником. Цена продажи составила $5031824. Необходимо еще раз отметить, что указанная цена являлась достаточно высокой и более чем в два раза превосходила реальную рыночную стоимость активов компании.

- В каком состоянии находилась компания на момент покупки?
- Согласно налоговой отчетности по результатам 2003 года, в течение которого компанией управляла госпожа Храпунова, ТОО “Viled” имело убыток в размере более 25 млн. тенге. Наличие убыточной деятельности ведет к неплатежеспособности и будущему банкротству, поэтому продажа бизнеса по цене наращенного за счет искусственно высокой оценки уставного капитала была для г-жи Храпуновой большой удачей.

- Зачем же было приобретать компанию с долгами за такие большие деньги?
- На момент совершения сделки ТОО “Viled” не имело долгосрочных контрактов с поставщиками ювелирно-часовой продукции, что повышало общий риск ведения бизнеса и снижало привлекательность компании для возможных инвесторов. Однако новые собственники понимали потенциал бизнеса и могли создавать и развивать бизнес в современной конкурентной среде в отличие от г-жи Храпуновой Л. К.
Новая команда менеджеров начала интенсивно выправлять финансовое положение компании, обеспечив уже в 2004 году прибыль в размере 28 643 044 тенге, и активно разрабатывать планы развития.

- Но если все было так, как вы говорите, то почему же Храпунова клевещет на вас?
- Успех нашей компании и вывод ее в число лидеров казахстанского бизнеса вызывают у Храпуновой чувство зависти и ощущение своей собственной неспособности реализовывать большие бизнес-проекты в конкурентной среде. Вот и все объяснение.

Маленькое большое событие

Не так давно в Алматы на пересечении проспекта Аль-Фараби и улицы Фурманова появилась огромная, метра три в высоту, черно-белая сумка. Как оказалось, это была реклама только что открывшегося в Алматы американского магазина Saks Fifth Avenue. Парт­нером Saks стала казахстанская компания Viled, которая является ведущей сетью магазинов по продаже ювелирных и часовых изделий, высококачественной одежды и аксессуаров в Казахстане.
Во время интервью с Айгуль Амиржановой стало известно, что в проект было вложено порядка 60 миллионов долларов. Финансирование проекта взял на себя Народный банк. Saks Fifth Avenue предоставляет казахстанцам недоступную ранее возможность купить все, что им нужно, в одном месте. Площадь универмага составляет 9600 квадратных метров - это крупнейший магазин премиальных товаров в Казахстане. При этом в Saks Almaty представлены только новые коллекции.
Сегодня группа компаний Viled владеет 21 магазином по продаже ювелирных изделий, часов, качественных вин, предметов интерьера, одежды и аксессуаров. Ежегодно Viled Group перечисляет в бюджет республики в качестве налогов около одного миллиарда тенге.

Григорий ГАРАНИН, фото с личного сайта Лейлы ХРАПУНОВОЙ, Алматы

P.S. Судя по всему, прочие вирши Лейлы Калибековны вызваны тоже не внезапно обострившимся чувством справедливости и желанием помочь людям, а простым сожалением о тех деньгах, что она не успела вывести на свои счета в швейцарских банках. Чем бы Лейла ни тешилась - лишь бы больше не воровала…

Поделиться
Класснуть