7700

Снимите кепку!

Национальный центр информатизации (НЦИ) категорически отвергает обвинения английской компании Whizz Education в плагиате интерактивных уроков (см. “На ком кепка горит?” и “Светлана ТАРАСОВА: Не лезьте в нашу копилку!”, “Время” от 25.10 и 30.10.2012 г.).

По словам президента АО “НЦИ” Гуль НУРГАЛИЕВОЙ, возглавляемая ею компания представлена на рынке цифровых образовательных ресурсов уже 15 лет, тогда как деятельность их английских коллег, замечает она, имеет только восьмилетнюю историю.
- Англичан к участию в проекте мы пригласили для того, чтобы внедрить в образовательную систему Казахстана игровые методы. Мы очень дорожим их методиками. Но те иллюстрации, принт-скрины цифровых уроков, которые показала вам представитель Whizz Education Светлана ТАРАСОВА (на снимке), - это еще не цифровые образовательные ресурсы, которые на самом деле представляют из себя программы ЭВМ, - пояснила г-жа Нургалиева, наглядно демонстрируя нам разницу между английскими уроками и продукцией НЦИ. - Возьмем нашумевший урок с кепками. У Whizz Education только одно задание: повесить кепки на крючки, то есть использован поисковый метод, при котором ребенок должен найти половину. Кнопка “ОК” и рамка - это интерфейс объекта, который по технической спецификации у всех разработчиков должен быть единым. Так что обвинять нас в единообразии интерфейса - большое заблуждение. Что сделал на примере кепок НЦИ? Мы просим ребенка найти первоначальное число кепок, с которыми проделаны определенные манипуляции. То есть сценарий урока совершенно иной. Кроме того, у англичан это задание предусмотрено для учеников третьего класса, у нас - для первоклассников.

Как отметила глава НЦИ, по условиям контракта содержание цифровых образовательных ресурсов в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами определяет именно НЦИ, а их партнеры по консорциуму должны лишь программировать и анимировать объекты. Целый месяц специалисты двух компаний изучали ассортимент продукции Whizz Education, прежде чем найти необходимые по содержанию уроки, которые покрыли только 250 из 478 цифровых ресурсов.
- Что касается самого использования кепок в качестве предмета для математического счета, то скажу: учителя начальных классов во всем мире используют одни и те же предметы: кепки, шапки, зонтики, яблоки, карандаши и так далее, - говорит Гуль Нургалиева. - Да и различные азбуки не сильно отличаются друг от друга, так как разработаны для наилучшего восприятия детьми младших классов.

По словам юриста НЦИ Орала МУКАНОВА, сопровож­давшего данный проект, пункт 4 статьи 6 Закона РК “Об авторском праве и смежных правах” гласит: авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, системы, процессы, открытия, факты. То есть, утверждает он, обвинения Whizz Education в плагиате концепций и методик голословны.

- Насколько мы поняли, суть претензий англичан сводится к тому, что вы подглядели у них идеи с содержанием уроков, при этом отвергли их продукцию, а разработали сами фактически то же самое... - интересуемся у наших собеседников.
- Светлана хотела, чтобы их урок с кепками стал 559-м, но по контракту от них требовалось 558 цифровых объектов, - утверждает Гуль Нургалиева. - Мы готовы были отдать англичанам разработку всех 478 цифровых образовательных ресурсов (другими словами, тем или уроков, на которых используется один или несколько цифровых объектов. - А. А.), предусмотренных для 1-4-х классов, если бы они соответствовали нашим стандартам. Но, увы, имеющиеся в их распоряжении ресурсы не раскрывали всех необходимых нам тем. Наша методика кардинально отличается от методики Whizz Education, так как мы не просто даем ребенку задание - прежде в мультимедийной форме объясняем теоретический материал. Это упрощает работу учителя, которому больше не нужно готовиться к уроку три часа, а достаточно наглядно показать ребенку тему урока. А дети, которые по тем или иным причинам не пришли в школу, могут получить знания через Интернет и таким образом не отстать в учебе от одноклассников. Разве это не здорово?
Как сообщил нам Орал Муканов, урок НЦИ с кепками, по поводу которых у Whizz Education были особенные претензии, вообще не вошел в цифровой образовательный ресурс, так как не был одобрен внутренней комиссией НЦИ.

- Ну а как быть с копилками? Ведь ваша копилка-пингвинчик появилась уже после того, как вы видели их копилку-поросенка. Задания тоже одинаковые - уменьшить число...
- Как можно запатентовать идею использования копилки? Неужели только Whizz Education использует в процессе обучения копилку? - говорит глава НЦИ. - Кроме того, в их уроке нет звука, есть только педагогическая установка - уменьшить. Наш пингвинчик в черновом варианте был копилкой, но стал игрушкой: мы убрали отверстие и использовали элемент игры - пингвинчик оценивает выполнение ребенком задания.

- Представитель Whizz Education Светлана Тарасова хочет получить доступ к вашей базе, чтобы изучить на предмет плагиата все цифровые образовательные ресурсы по математике до 8-го класса. Вы готовы на это пойти?
- Мы можем предоставить доступ к ресурсам для 1-4-х классов, но что касается математики 5-6-х классов, алгебры и геометрии 7-8-х классов, по контракту мы не имеем на это права, так как эти ресурсы разработаны без участия Whizz Education румынской компанией Siveco. Если в трехстороннем порядке мы придем к общему соглашению, то доступ будет предоставлен. В данный момент разработка всех 7043 ресурсов, предусмотренных на 2012 год в рамках развития системы электронного обучения в республике, закончена. Материалы проходят экспертизу в центре “Учебник”.

Как отметили в НЦИ, пока экс­пертами одобрена только часть ресурсов, а из разработанных Whizz Education 108 рекомендованы к использованию в образовательном процессе только 60, а 48 направлены на доработку.
- Мы всегда открыты к сотрудничеству, и я до сих пор не понимаю, почему Светлана Тарасова не обратилась ко мне письменно с указанием сути претензий, как это предусмотрено контрактом. Whizz Education нарушила порядок разрешения споров, под которым в свое время подписалась, - резюмировала Гуль Нургалиева.

Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее